По данным Министерства по делам семьи, труда и социальной политики Польши, за первую половину 2017 года власти этой страны выдали в три раза больше разрешений на трудоустройство граждан Белоруссии (24 тыс.), чем за тот же период минувшего года. При этом большинство трудовых мигрантов в Польше по-прежнему составляют украинцы. Однако в компании, специализирующейся на подборе вакансий для выходцев из бывшего СССР, RT назвали ряд преимуществ, которыми обладают белорусские соискатели. Почему граждане соседних государств стремятся устроиться на работу в Польше — в материале RT.
Учиться и работать
Во время общения с минчанами складывается впечатление, что половина белорусской столицы учит польский язык. Курсов польского больше, чем всех прочих иностранных языков — весь Минск обклеен соответствующими объявлениями. Молодёжь учит язык, рассчитывая уехать в Польшу на учёбу, люди постарше ищут в этой стране работу. Учат польский даже те, кто уезжать не планирует, — они говорят, что сегодня в Белоруссии знание польского просто необходимо из-за быстро растущего числа связей с этой страной.
Государственное высшее образование в Польше бесплатное для обладателей карты поляка, стоимость платного вполне приемлемая — от €700 до €3 тыс. в год, причём в частных вузах дешевле, чем в государственных). А полученный диплом позволяет свободно трудоустроиться в любой стране Евросоюза.
К тому же именно для молодых людей из Белоруссии действуют различные стипендиальные программы, компенсирующие стоимость обучения и проживания, — такие, как «Программа Калиновского».
Наконец, ряд польских институтов и университетов имеют специальные бюджетные места для белорусских граждан, то есть им позволяют учиться бесплатно. Например, Силезский университет ежегодно предоставляет белорусам 250 мест, Политехнический университет в Варшаве — 120 мест. Учащийся в Польше иностранный студент автоматически получает вид на жительство и право на работу без дополнительных разрешений. Так что неслучайно последние года два белорусские СМИ в изобилии публикуют истории и интервью, в которых белорусские студенты польских институтов рассказывают о своей жизни и учёбе.
На работу белорусы едут в Польшу не менее охотно, чему польские работодатели только рады.
По данным польского Министерства по делам семьи, труда и социальной политики, за первое полугодие 2017-го было выдано в три раза больше разрешений на трудоустройство граждан Белоруссии (24 тыс.), чем за тот же период 2016-го. Более того, за весь минувший год этот показатель составил 23,4 тыс.
И всё же пока на польском рынке труда преобладают украинцы. Потребность рынка этой страны в работниках из Белоруссии и Украины выросла на 47% в сравнении с прошлым годом, утверждает гендиректор компании Personnel Service Кшиштоф Инглот. Эта фирма специализируется на трудоустройстве работников с Украины.
Консервативная католическая Польша отказалась принимать мигрантов из Африки и с Ближнего Востока, не побоявшись даже пойти на конфликт с Брюсселем. Но рабочих рук в стране не хватает, и потому украинцы и белорусы наполняют местный рынок труда. За год в производственном секторе для белорусов стало больше вакансий на 57%, в строительном — на 50%, а в торговле — на 43%.
В последнее время потребность Польши в рабочих руках украинцев и белорусов настолько очевидна, что Сейм страны несколько раз корректировал трудовое законодательство под новые реалии.
Теперь граждане Белоруссии, Грузии, Молдавии, России и Украины могут трудоустроиться в Польше без разрешения на работу, но не более чем на 6 месяцев в течение года. Также недавно была упрощена процедура трудоустройства на сезонные работы — теперь разрешение может просто оформить местный староста.
Быстрый рост числа белорусов, которые трудоустраиваются в Польше, подтверждает и то, что, начиная с 2016 г., в Белоруссии появились 32 новые фирмы, имеющие лицензию на трудоустройство граждан за границей и оказывающие услуги по поиску работы именно в Польше.
«Преимуществ у белорусов перед украинскими работниками масса. Белорусы более трудолюбивы и исполнительны, более дисциплинированны, большинство приезжающих — католики, то есть нет религиозно-культурного барьера, — рассказал RT Тадэуш Меньжински, менеджер компании Polska Praca, занимающейся трудоустройством в Польше граждан Украины, Белоруссии и России. — К тому же почти отсутствует языковой барьер, ведь белорусский язык ближе к польскому, чем любой другой. То есть на бытовом уровне барьеров в общении почти нет, а на профессиональном — белорусские работники быстро подтягивают уровень языка».
«До 2014 г. белорусы массово ездили на заработки в Россию, а в другие страны — намного меньше. Ехали прежде всего строители, несколько меньше — рабочие; всего белорусских кадров в России насчитывалось от 400 тыс. до 800 тыс. А на Запад по большей части ехала молодёжь — подзаработать на сезонных работах, на уборке урожая, — напомнил RT белорусский политолог Антон Платов. — Но с конца 2014-го всё поменялось. Упали цены на нефть, за ними — российский рубль, а значит, и доходы работающих в России белорусов. Упал и спрос на белорусских рабочих, они стали массово возвращаться на родину, искать работу в других странах. И тут Польша стала вполне естественным выбором для многих».
С картой поляка в кармане
Очень сильным инструментом польского влияния в Белоруссии стала карта поляка — документ, подтверждающий принадлежность лица (гражданина одной из стран СНГ и Балтии) к польскому народу. Польша выдаёт их с 2008 г. только гражданам бывших республик СССР. Условия получения: наличие в прямом родстве по восходящей линии поляка или обладателя польского гражданства, владение польским языком на базовом уровне, базовые знания польской культуры и традиций.
Понятно, что в Белоруссии в силу исторических причин отыскать польского предка могут очень многие, а на западе страны — почти каждый.
Результат вполне закономерен: на сегодняшний день граждане Белоруссии уже получили 100 тыс. карт поляка — ровно половину от общего количества, выданного Польшей.
Обладание этим документом даёт массу преимуществ, если человек решает связать свою жизнь с Польшей. Например, позволяет бесплатно получать долгосрочную многократную шенгенскую визу без предоставления дополнительных документов (приглашение, разрешение на работу и т.д.), легально работать в Польше без получения специального разрешения, вести бизнес на тех же основаниях, что и граждане страны. В число бонусов входят также 37-процентная скидка на железнодорожный транспорт в Польше, бесплатная экстренная медицинская помощь, доступ к бесплатному образованию на тех же основаниях, что и для граждан Польши.
Как показывает практика, в большинстве случаев для белоруса карта поляка — это способ льготного получения визы для регулярных поездок в ту же Польшу и в другие страны. В основном за покупками: цены в польских магазинах намного ниже, чем в белорусских. Не будет преувеличением сказать, что весь запад Белоруссии закупается в Польше — так же, как минчане в Вильнюсе. На втором месте — возможность упрощённого трудоустройства, на третьем — планы, связанные с учёбой в Польше.
Понятно, что такая бешеная популярность карт поляка среди белорусов заметно нервирует официальный Минск, который периодически запрещает получать этот документ то депутатам парламента, то чиновникам, то силовикам. МИД даже пытался создать в порядке встречной инициативы карту белоруса, но инициатива провалилась. Сегодня даже живущие за пределами страны белорусы не могут бесплатно получить визу, чтобы приехать на историческую родину.
«Белорусское руководство опасается, что в какой-то момент обладатели карт поляка могут начать движение в сторону сепаратизма (официальный Минск тоже учится на чужих ошибках). Всё-таки это некая общность людей, которые этнически, а также через знание языка и приверженность к католицизму, связаны с Польшей, — говорит Антон Платов. — К тому же в Польше намного выше уровень жизни, а также находят поддержку любые инициативы, направленные на воссоединение с западными Украиной и Белоруссией, до 1939 г. принадлежавшими Польше».
Вектор в политике
Официальный Минск в последние годы всячески стремится показать Западу свою ориентированность на сотрудничество с Европой. Это стало особенно актуально в 2016-м, когда в течение года отношения между Минском и Москвой ухудшались, а между Минском и Брюсселем, наоборот, улучшались.
Когда споры с Россией в нефтегазовой, транзитной, таможенной и продовольственной сферах достигли пика, белорусское руководство сделало новую ставку: локомотивом сближения с Европой была избрана соседняя Польша, имеющая в Белоруссии свои значительные интересы. В 2016 г. в Белоруссию поочерёдно съездили министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский, вице-премьер Матеуш Моравецкий, а в начале декабря Минск посетил маршал (спикер) сената Польши Станислав Карчевский. 5 декабря он встретился с Александром Лукашенко, после чего в интервью охарактеризовал главу Белоруссии как «тёплого человека».
Это при том, что ещё года три назад отношения между Варшавой и Минском были очень холодными. Польша активно финансировала белорусских оппозиционных политиков и СМИ (в том числе вещавшие из Польши на Белоруссию телеканал «Белсат» и радио «Рацыя»).
В 2016 г. необходимость быстро улучшить отношения с Польшей заставила белорусское руководство демонстративно изменить своё отношение к Костёлу. Католических священников стали регулярно приглашать на государственные мероприятия, на которые раньше звали редко. А католическому Рождеству в 2016 г. государственные СМИ уделили очень много внимания. Например, по всем телеканалам полностью, всю ночь, транслировали богослужения, причём как из белорусских костёлов, так и из Ватикана. Раньше трансляции были намного более ограниченные, и шли только по одному каналу — в лучшем случае.
Уже в 2017 г. эта политика продолжилась — и прошедшее недавно в Минске собрание Совета Конференций католических епископов Европы стало тому подтверждением.