А драму желательно потихоньку слабеть,>
Без решения проблем снижения уровня инфляции и ее волатильности, укрепления доверия к национальным валютам и снижения долларизации, проведения ответственной фискальной политики дальнейшие усилия по координации денежно-кредитной политики в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) окажутся неэффективными.,>
ЦЕНТР ИНТЕГРАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЕВРАЗИЙСКОГО БАНКА РАЗВИТИЯ (ЦИИ ЕАБР),> совместно с Департаментом макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) провели исследование "Денежно-кредитная политика государств - членов Евразийского экономического союза: текущее состояние и перспективы координации". Основной целью явился анализ текущего состояния монетарной политики в государствах - членах ЕАЭС, поскольку Договор об этом экономическом союзе предусматривает углубление экономической интеграции, в том числе путем проведения согласованной макроэкономической и валютной политики. Рассматривались также следующие вопросы: режимы курсовой и денежно-кредитной политики в настоящее время; эффективность каналов, посредством которых регуляторы оказывают влияние на экономику; существующие препятствия на пути эффективной координации монетарной политики в рамках интеграционного объединения; возможные общие цели и задачи, решаемые центральными (национальными) банками.
Как отмечают эксперты ЕАБР, в настоящее время режимы курсовой и денежно-кредитной политики в государствах - членах ЕАЭС весьма различаются. Это свидетельствует о том, что для их координации потребуется сформулировать как общую цель политики, так и механизмы ее достижения. Основной целью денежно-кредитной политики является достижение и удержание инфляции на низком и стабильном уровне. В этом плане центральными (национальными) банками был сделан шаг навстречу координации - объявленные среднесрочные целевые показатели инфляции в значительной степени находятся в узком диапазоне (среднесрочные цели по инфляции в государствах - членах ЕАЭС: Армения - 4%, Беларусь - 5%, Казахстан - 3-4%, Кыргызстан - 5-7%, Россия - 4%).
ПРОВЕДЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ЕАЭС,> препятствуют значительная долларизация, высокая и волатильная инфляция, высокий уровень инфляционных и девальвационных ожиданий, слабо развитый финансовый сектор, наличие теневой экономики, зависимость от денежных переводов трудовых мигрантов, слабая диверсификация экономики, а также зависимость от внешних ценовых шоков. От себя заметим, что все эти "болезни" за исключением разве что "высокой инфляции" присущи и Армении (инфляция в нашей стране с прошлого года плавно трансформировалась в дефляцию). Без устранения этих проблем возможности по углублению координации монетарной политики остаются ограниченными.
Одним из условий повышения эффективности координации денежно-кредитных политик является постепенное подтягивание доходов в бедных странах до уровня богатых, или процесс конвергенции между странами. Анализ показал, что в странах ЕАЭС наблюдаются процессы конвергенции доходов, однако они идут неравномерно и затрагивают не всех членов экономического объединения одновременно. Так, между Беларусью, Казахстаном и Россией имеет место конвергенция догоняющего типа, когда уровни ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в Казахстане и Беларуси последовательно сближаются с аналогичным показателем в России. Темпы этого процесса можно считать средними. Армения также постепенно сокращает свое отставание по уровню ВВП на душу населения по ППС от России, однако это происходит крайне медленно. А вот Кыргызстан в настоящее время практически не демонстрирует конвергенции с лидерами ЕАЭС, имея очень низкий исходный уровень подушевого дохода.
ЕСЛИ ЦЕНТРОБАНКИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ ЕАЭС БУДУТ СТРЕМИТЬСЯ,> кудержанию инфляции на низких уровнях, то уровни процентных ставок в экономиках союза будут сближаться, что окажет позитивное влияние особенно на малые экономики ЕАЭС по стимулированию экономической активности и активизации инвестиционных процессов.
Кроме того, существенной проблемой для монетарной координации в ЕАЭС является высокий уровень долларизации. Она уменьшает результативность денежно-кредитной политики, препятствуя гибкому реагированию и адаптации к макроэкономическим шокам. Государства - участники союза, экономика которых отличается высоким уровнем долларизации, остаются в значительной степени уязвимыми перед внешними шоками. Следовательно, расширение координации денежно-кредитной политики нельзя представить без низкого уровня долларизации и высокого уровня доверия к национальным валютам. Лучший способ повысить уровень доверия к национальной валюте - обеспечить постоянство ее покупательной способности, то есть стабильную и низкую инфляцию на фоне свободного и в меру волатильного обменного курса.
Ашот АРАМЯН, "Голос Армении",>