Как правило, бизнесмены Екатеринбурга неоднократно меняют офисы по мере развития своих компаний и самих себя. Однако есть и те, кто остается в одном помещении надолго, и те, кому офис не нужен вовсе.
По мере развития бизнеса офисные предпочтения и аппетиты компаний могут меняться. узнал у екатеринбургских предпринимателей, какие пространства для работы они выбирали на заре становления своих фирм, как строились их отношения с офисами в дальнейшем, и к каким экспериментам они готовы в перспективе.
Иван Зубарев, глава аварийно-сантехнической службы «Труба-Дело»:
— Когда мы только начинали бизнес, то работали все в одном офисе на ул. Ботанической — и диспетчеры, и бухгалтерия, и рабочие бригады. Но уже тогда у меня была цель, которую хотелось достичь: чтобы у компании был офис в БЦ «Высоцкий», самом высоком офиснике Екатеринбурга.
Переезд в «Высоцкий» состоялся, когда компании исполнилось восемь лет. К тому моменту не только «понты» имели значение, были веские причины разделить команду на два офиса. Первая: я не мог понять, почему бизнес не растет, и мы три года топчемся на одном месте. Вторая — между сотрудниками завязалось слишком много неформальных связей. Вроде бы, это неплохо для климата в коллективе. Но сегодня сантехники подвезли диспетчера до дома, а завтра она их бригаде дала заявку получше. Сегодня слесарь и механик что-то празднуют вместе, а на следующий день один служебную машину «стукнул», а другой закрыл на это глаза. И чем дальше, тем таких случаев больше. Я решил убить двух зайцев: разрушить этот клубок и дать толчок развитию компании. А заодно — реализовать свою мечту о крутом офисе.
И вот мы забрались на 24 этаж, диспетчеры сели напротив меня. И стало очевидно: качество общения с клиентами оставляет желать лучшего. Я начал прорабатывать стандарты, прослушивать записи разговоров. Постепенно пришлось заменить всю команду. На место диспетчеров пришли менеджеры по продажам, они подняли эффективность работы вдвое! А потом заявили: «Хотим больше зарабатывать. Пустите нас поближе к производству». И сами, по своей инициативе уехали на Ботаническую, в основной офис. За ними отправилась бухгалтерия: вдали от продажников она работать не может. Дольше всех сопротивлялся я, но в итоге в прошлом году мы оставили офис в небоскребе и переехали обратно на Ботаническую.
Читайте на : Вехи офисного рынка Екатеринбурга. Тренды и знаковые объекты минувших 25 лет
Антон Гиренко-Коцуба, владелец сети фитнес-центров Powerhouse Gym:
— Так уж удачно получилось, что при строительстве первого и самого большого нашего фитнес-центра мы сразу закладывали офисные помещения под управляющую компанию. Уже тогда знали, что будем прирастать клубами и сразу же попытались предусмотреть перспективу увеличения численности сотрудников.
Если говорить о требованиях к офисным пространствам, то лично я не особо прихотлив и кабинета в 25 квадратов со стандартным набором офисной мебели мне вполне хватает. К тому же я привык в большей степени работать «в поле» и большую часть времени провожу в разъездах по клубам: тренируюсь в них, общаюсь с клиентами, провожу встречи на выезде, участвую в планерках.
Читайте на : Какие офисники будут востребованы в Екатеринбурге в перспективе 5-10 лет / МНЕНИЯ, ПРОГНОЗЫ, АНАЛИТИКА
Иван Шкиря, CEO системы лид-менеджмента Callibri.ru:
— Мне важен личный комфорт. Я провожу в офисе треть жизни и хочу, чтобы эта треть была сопоставима по качеству с остальными. Подвальные офисы на окраинах, потолки «Армстронг», убогие перегородки и вид на помойку идут мимо. Я живу в свое удовольствие и окружающая обстановка должна этому способствовать.
Если же говорить про персонал, то в 2017 году в Екатеринбурге можно держать сотрудников в подвале и работать они будут ничуть не хуже, чем в крутом опен-спейсе. Но с точки зрения стратегии так поступать не стоит. Современная молодежь относится к работе все менее серьезно. Для них работа — это комфортное место для самореализации и получения средств к существованию. Тусовка, а не крест, который надо тащить всю жизнь, превозмогая боль (как это было раньше). Этот тренд будет только усиливаться. Именно поэтому стали появляться «гугло-офисы» с плюшками, самокатами, игровыми приставками и прочей ерундой.
Естественно, собственники вовсе не хотят разводить этот детский сад. Никто из них не думает и не верит, что подобная экосистема заставит людей больше работать или быть лояльнее к компании. Так могут думать только люди «со стороны». На самом деле, «гугло-офис» — это минимальное условие для получения приличных кадров нового поколения. Поэтому прокачивать офис надо уже сейчас, чтобы завтра не облысеть от затрат на переезд из подвала в лофт. В регионах есть еще пара лет на поэтапный переход.
Мы перешли на подобный формат 1,5 года назад. И сначала я считал, что такой офис — бонус для сотрудников, который повысит их лояльность. Но люди быстро привыкают и воспринимают все бонусы как должное. Поэтому каждый собственник должен хорошо понимать, зачем он вкладывается в свой офис. Я — для того, чтобы быть конкурентным работодателем.
При этом есть два формата офисной недвижимости, с которыми я бы поэкспериментировал в перспективе: первый — аналогичный нашему офису (в том числе и с точки зрения географии), но в рамках технопарка. Чтобы рядом были «коллеги по цеху», конференц-залы, и компетенции в рамках инфраструктуры парка, которых у нас нет. Второй - офис в собственности. Этот вариант гораздо интереснее и первого, и текущего.
Читайте на : Что будет с коммерческой недвижимостью Екатеринбурга в 2017 г. / ПРОГНОЗЫ
Ирина Зырянова, управляющий директор «Бюро недвижимости Зыряновой»:
— Первые пять лет с момента основания компании мы работали в одном из бизнес-центров в центральной части города. Это был осознанный выбор — с учетом уровня арендных ставок на помещения стрит-ритейла в интересующих нас локациях. Офис той же площади, но расположенный на первом этаже, обошелся бы нам значительно дороже. А для новой компании это было бы лишней дополнительной финансовой нагрузкой. Мы понимали, что расположение риелторской компании не на первом этаже нетипично, но основным источником привлечения клиентов рассматривали рекомендации и продвижение в Интернете. Рискнули, и наши ожидания оправдались.
Все изменилось с началом кризиса: вакантность в сегменте стрит-ритейла значительно выросла, вслед за ней стали снижаться и ставки аренды. Это позволило нам найти подходящее помещение — как по расположению, так и цене аренды. Надо отметить, что собственник помещения в офисном центре повторил ошибку многих владельцев коммерческой недвижимости: не проявил гибкости в переговорах об изменении условий аренды. Как следствие, мы арендовали другое помещение, а офис, из которого переехали пустует до сих пор (почти год).
Формат стрит-ритейла, в котором мы сейчас размещаемся, на текущий момент нас устраивает, и какие-либо перемены в ближайшем будущем мы не планируем. С учетом специфики риелторского бизнеса вообще и нашей компании в частности, я не думаю, что есть смысл пробовать какой-либо другой формат.