Эксперты Deloitte предсказали новую волную оптимизации численности персонала. Вот несколько советов руководителям, которым предстоит сокращение штата.
Блоги
Дмитрий Изосимов, руководитель отдела по работе с партнерами TimeInformer
1.,>Проведите ревизию организационной структуры
Если сокращение неизбежно, то, конечно, лучше всего расстаться с теми, кто наименее полезен, а то и вредит бизнесу. Появились руководители без подчиненных? Или сотрудники и целые подразделения дублируют функции друг друга? Может, какой-либо специалист занят лишь тем, что транслирует задачи по вертикали, а сам ничего не решает и не создает?
Понять, что сотрудник занят бесполезной работой, просто, потребуется только время. Во-первых, пересмотрите и сравните должностные обязанности внутри компании. Вы увидите повторяющиеся, ненужные или устаревшие инструкции и решите, от чего пора отказаться.
Во-вторых, обратитесь к функциональному бенчмаркетингу. Сравните штатное расписание и должностные обязанности сотрудников у вас и в аналогичных компаниях, на которые вы равняетесь. Посмотрите, есть ли в фирмах со схожей бизнес-моделью штатная единица, которую вы считаете лишней.
2.,>Оцените эффективность сотрудников
Второй способ понять, что среди персонала есть «лишние единицы» – это проанализировать эффективность работы сотрудников. Для такой задачи есть и специальные IT-инструменты.
Директор по развитию компании HeadHunter Борис Вольфсон назвал процессы, которые сегодня происходят в сфере управления персоналом, оцифровкой. Все больше компаний постепенно переходят к цифровому HR, то есть автоматизируют сбор информации, на основе которой принимают управленческие решения.
Таким образом процесс принятия решений становится более объективным и обезличенным. Программы, лишенные эмоций, наглядно демонстрируют, с кем пора закончить отношения, потому что это пойдет на пользу общей производительности труда.
В нашей компании по итогам каждого рабочего дня сотрудники пишут отчеты в свободной форме. Хотя бы на время введите подобную практику, чтобы оценить загруженность сотрудника и увидеть рабочий процесс его глазами.
Конечно, кто-то может «приукрашивать» свою занятость, а кто-то – к примеру, на фоне слухов о грядущих сокращениях – начнет работать с удвоенным рвением. Поэтому, чтобы получить более точные результаты, воспользуйтесь вторым источником информации. В нашем случае это собственная программа учета времени. Сопоставление отчетов сотрудников с отчетами программы дает нам полное представление о роли каждого сотрудника в рабочем процессе.
3.,>Посчитайте деньги
Однако, бывают ситуации, когда сокращение обойдется «себе дороже».
Концерн Volkswagen сократит 30 тысяч рабочих мест и начнет экономить 3,9 миллиарда долларов ежегодно, начиная… с 2020 года. Автогигант рассчитывает на положительный эффект в долгосрочной перспективе, поскольку увольнения сотрудников – лишь часть общей стратегии реструктуризации бизнеса. В компании решили сосредоточиться на выпуске электромобилей. Для этого потребуется не только изменить технологии, но и оптимизировать численность рабочей силы.
Если это не ваш случай, и кардинально переориентировать бизнес не входит в ваши планы развития, будьте готовы вместо экономии при сокращении персонала получить лишние расходы. Это лишь вопрос времени. Рано или поздно рынок восстановится, потребуется восстановить и численность сотрудников. А поиск и обучение новых кадров зачастую обходятся дороже, чем содержание опытного квалифицированного специалиста. Потому, если обойтись без сокращений все же возможно, то сохраните персонал или хотя бы используйте альтернативные варианты оптимизации.
4.,>Посмотрите на альтернативные способы оптимизации
Сокращение персонала кажется самым легким и действенным способом оптимизировать расходы. Но есть другие, не менее выгодные варианты. К примеру, можно отладить процессы внутри компании и перераспределить нагрузку сотрудников. Это трудоемко, но порой эффективнее масштабного сокращения персонала.
Более известные альтернативные варианты: неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Многие предпочтут остаться на работе с меньшей зарплатой, чем остаться совсем без работы. Всё-таки кризис вынуждает быть осторожнее и держаться за то, что имеешь.