Копылова, Предмостная, Авиаторов, десятки других улиц города — кто из красноярцев не стоял здесь в пробках? Не вглядывался в светофор и часы в ожидании, когда уже поток двинется с места. Мы встретились с сотрудниками специального отдела управления дорог и благоустройства города. Каждый день часами они всматриваются через камеры в наши дороги, могут вручную переключать светофоры, разогнать пробки. Как они пропускают машины через узкие места Красноярска, почему предлагают запретить левые повороты на Шахтеров и готовят предложения по улучшению дорог — в материале далее..
Отдел мониторинга и организации дорожного движения появился в Красноярске в самом начале 2015 года. Сейчас в небольших кабинетах на Калинина работает несколько человек. Каждый день перед ними открывается вид почти на все магистрали и перекрестки города — на 6 огромных экранов выводятся данные с 300 камер уличного наблюдения. Часть камер принадлежит провайдерам, часть подключена к системе полиции «Безопасный город». Старейший работник отдела Всеволод Чурбаков признается, что еще 10 лет назад камеры охватывали лишь центр и часть правобережья, теперь их нет разве что на некоторых улицах правобережья.
В режиме реального времени мы наблюдаем за тем, то происходит на улицах города. С помощью системы ГЛОНАСС видим, где находится общественный транспорт, где сейчас находится снегоуборочная техника, например. Пытаемся понять причины пробок: немедленно связываемся с ГИБДД. Пытаемся понять, как мы можем разрулить ситуацию», — рассказывает замглавы отдела Николай Арефьев.
Специальная программа в режиме реального времени показывает работу всех светофоров: где какая фаза горит, какие объекты вышли из строя. Все данные о неполадках сообщаются в соответствующие службы.
Однако к простому наблюдению работа сотрудников центра не сводится — с помощью пары кнопок они могут менять режим работы светофоров и «прогонять машины» сквозь пробки.
«В одну из пятниц [когда город встал в 10-балльные пробки] двое операторов в ручном режиме координировали работу светофоров в некоторых районах. Такая возможность есть. Но прибегаем мы к ней крайне редко: пропускаем транспорт, когда видим крайне забитый участок, причины затора», — говорит Арефьев.
Со стороны кажется, что в ручном режиме можно за пару минут раскидать любой затор. Сотрудники центра признаются, что нередко получают письма с предложениями увеличить или уменьшить интервал переключения светофора на какой-нибудь улице. Однако все улицы и светофоры города связаны, и переключение светофора в одном месте может обернуться затором в другом.
«На любом крестообразном перекрестке — 4 направления. Все сотрудники понимают, какие могут быть последствия, если дать приоритет какому-либо направлению. Поэтому бездумно сюда не лезем», — признается Арефьев.
По его словам, все светофоры переключаются автоматически и в специальном режиме: фаза каждого зависит от времени суток, работы других светофоров. Все это призвано обеспечить режим «зеленой волны»: возможность максимально беспрепятственно проехать по городу с минимумом простоев на светофорах.
Пока мы беседуем, на Партизана Железняка начинает скапливаться затор. Работники центра ловко выбирают несколько камер наблюдения и начинают разбираться в причинах пробки.
«Затруднения возникают из-за того, что очень много водителей пытаются повернуть с Партизана налево на Октябрьскую. Теоретически можно включить фазу движения "прямо и налево", изменить работу светофора на Взлетной – Октябрьской. Но при этом выстроится очередь и в обратном направлении. Часто говорят — добавьте 10 секунд для фазы "поворот налево". Но нужно понимать, что, добавив время здесь, мы задержим на эти же 10 секунд поток машин с Рощи», — рассуждает Всеволод Чурбаков.
Резко пропускную способность снижают и не самые культурные способы вождения, признаются работники отдела, насмотревшись за целые дни у мониторов на самые невероятные дрифты, повороты и пр. На том же перекрестке Партизана Железняка – Октябрьская прекрасно видно, как водители поворачивают с двух рядов одновременно и застревают. «В итоге встает и крайний левый, и средний ряды. А отъезжающие от остановок троллейбусы, маршрутки затрудняют движение и для единственного ряда», — признаются специалисты.
В наблюдении за пробками и дорожной картиной отдел мониторинга ориентируется не только на Яндекс, но и на данные ГЛОНАСС, сообщения экстренных и диспетчерских служб, реальные данные с камер слежения. Говорят, что картины от Яндекс отстают от реального положения дел минут на 10.
К вечеру пробки начинают сковывать Шахтеров, и сотрудники моментально переключаются на оценку положения дел здесь. Открывают десятки вкладок в компьютере. «В голове ребята держат расположение камер наблюдения, работу и расположение светофоров», — говорит о подчиненных замначальника отдела Арефьев.
Звонки в дежурную часть, анализ камер наблюдения показывают, что ДТП на участке нет: причина затора — высокая загруженность. «Улицы работают на пределе. На некоторых участках светофорными объектами проблемы уже не решить», — признается Всеволод Чурбаков.
Помимо оперативного наблюдения и разгребания заторов отдел мониторинга готовит предложения по изменению движения на улицах города. Любое изменение работы светофора, предложение по расширению улицы, началу ремонта строится на основе огромного массива данных, собранных отделом наблюдения. Об этой стороне работы организации нам рассказал член рабочей группы по оптимизации дорожного движения в Красноярске Степан Амелькин.
Движение по улицам Красноярска оценивается с помощью параметра «длина затора», говорит Амелькин. Параметры типа «пропускная способность» или «интенсивность движения» работники отдела считают не слишком информативными.
С помощью специальной системы видеонаблюдения, считывающей номера с авто, Яндекса, данных ГЛОНАСС, аварийных, дорожных транспортных служб накапливается огромный массив данных. Например, на Аэровокзальной по длине заторов накоплены данные за каждые 10 минут всего года.
Итогом наблюдений стала карта частоты образования заторов на улицах города. Наиболее серьезна ситуация на 27 участках. По словам Степана Амелькина, на основе собранных данных можно рассчитать и увидеть картину того, как здесь образуются заторы утром и вечером и на любую заданную дату.
«С помощью мониторинга решаются тактические задачи, рабочая группа отвечает за стратегические вопросы. Получив данные, построив модели движения, предлагаются варианты по изменению движения», — объясняет Степан Амелькин.
Например, на основе анализа заторов на Маркса было предложено серьезные ремонтные работы вести здесь с марта по июль, на Дубровинского — с апреля.
Эти же данные о длине заторов ложатся в основу настройки светофоров. «Иногда на один светофор разрабатывается до 7 планов. В определенные дни утром фаза горит, например, 10 секунд, в обед 8 и т.д.», — отмечает Николай Арефьев. Особую гордость у специалистов отдела вызывает нынешнее положение дел на ул. Авиаторов. По данным внутренней статистики, исключительно с помощью настройки светофоров движение здесь стало чуть свободнее, чем в прошлом году.
«Все говорят про "зеленую волну", люди в комментариях пишут, что за полчаса 9 Мая от пробок спасут, светофоры настроят. Однако нужно понимать, что людей, которые умеют вручную настраивать светофоры, в мире почти нет. Если вы решите настроить вручную 6 светофоров, то у вас вряд ли что получится. Невозможно физически представить, как одновременно настроить руками работу 3 светофоров. Это большая наука — нужны программные продукты, математический аппарат», — говорит Амелькин.
Сами сотрудники отдела признаются, что для некоторых проблемных участков исключительно с помощью светофоров ситуацию радикально не улучшить. Для многих заторовых участков предлагаются радикальные варианты изменения движения.
Одно из «узких» мест города — кольцо Тотмина – Попова. Анализ показывает, что участок можно разгрузить, уменьшив бордюрный камень и увеличив проезжую часть. Чтобы улучшать ситуацию на Ады Лебедевой и Республики, предлагается установка светофоров на Брянской и Перенсона. «Юшкова – Тотмина – Высотная. До Юшкова все стоит, до перекрестка с Гусарова все стоит. Без лишней полосы разгона проблемы не решить», — признаются сотрудники отдела. На перекрестке Краснодарской с Партизана Железняка ситуацию может спасти лишь эстакада.
Некоторые участки дорог города отдел мониторинга сознательно предлагает принести в жертву, чтобы на остальных участках движение было свободнее: «На выезде с Мужества [на Шахтеров] всегда длинные заторы. Он отдан в жертву всем остальным направлениям. Наименее социально незначимый участок взял удар на себя».
При этом на основе собранных данных о заторах здесь, на основе движения машин для этого участка предлагается и более радикальный вариант. Узел Мужества – Шахтеров – Взлетная считается в городе одним из проблемных. Сейчас для разгрузки Шахтеров обсуждается вариант запрета левых поворотов. При этой схеме выезд на Мужества будет проходить через Спандаряна и Березина.
Сами работники отдела объясняют, что все эти варианты строятся на основе данных, однако принимаются администрацией города с учетом мнения ГИБДД, департамента транспорта и других ведомств — решения слишком серьезны, их влияние на жизнь города огромно, некоторые меры требуют не только перестройки движения, но и, например, изменения движения общественного транспорта.
На некоторых участках города, считают работники отдела, заторы во многом создают сами водители. 9 Мая в районе «Планеты». Перекресток с Авиаторов. Полоса в сторону «Солнечного». Огромное число машин выворачивает с нескольких полос налево в сторону Путепровода. В итоге собирается пробка.
«По камерам видно, что поворот с нескольких рядов блокирует 9 Мая. Водители, вместо того чтобы поворачивать здесь, могли бы проехать по правоповоротному шлюзу и развернуться. Времени на это уходит столько же, сколько и на простой в пробке перед поворотом», — рассуждают сотрудники.
Со стороны ежедневная работа сотрудников отдела кажется крайне монотонной, требующей сверхконцентрации — каждый день часами смотришь на экран, постоянная связь с дорожной полицией, держишь в уме данные о движении, ответственность за переключение светофоров.
Сам Арефьев говорит, что к этому их работа не сводится: «Очень много и ногами работаем. Перед открытием дорог после ремонта, реконструкций мы первыми выезжаем на объект, иногда даже ночью. Смотрим, что происходит, лично прорабатываем варианты. Я начинал работать в ГИБДД, несколько лет работал постовым, потом в аппарате. Здесь работа нравится тем, что постоянно приходится что-то анализировать, просчитывать, и сам видишь итоги работы. Я иногда даже с женой еду и замеряю маршруты. Спрошу ее — «направо или налево повернуть», послушаю женщину, сделаю наоборот и сам потом считаю, как лучше проехать по этому участку, какие знаки где висят, где не хватает чего-то».