В четверг, 19 января, стало известно, что первый президент СССР Михаил Горбачев получил повестку Вильнюсского окружного суда. Он обязан явиться в качестве свидетеля по делу о «кровавом воскресенье в Вильнюсе».
Об этом сообщила в интервью агентству BNS председатель судейской коллегии по процессу о январских событиях 1991 года Айнора Корнелия Мацявичене. По ее словам, документ был получен 28 декабря 2016 года Фондом Горбачева в Москве. «Суду вернулось уведомление о вручении повестки. На сообщении, адресованном суду, стоит подпись Михаила Горбачева», — указала Мацявичене.
Идея привлечь Горбачева как свидетеля принадлежит сыну Аполинараса Повилайтиса, погибшего во время тех трагических событий. Он считает, что Горбачев мог знать о том, что спецназ КГБ собирается пойти на штурм телецентра в Вильнюсе, который отстаивали демонстранты, и открыть огонь по толпе.
Михаил Горбачев не раз утверждал, что ничего не знал о планах военных и спецназа. Он подчеркивал, что бойцам спецназа показали поддельный приказ от его имени, который потом уничтожили.
Ранее суд ранее заявил, что не требует обязательной явки Горбачева на заседание и готов заслушать его показания в режиме видеоконференции. Суд пытался получить показания Горбачева и раньше, но российские власти отказывались в этом помочь.
Дело рассматривается с начала прошлого года. По своему объему оно считается крупнейшим за всю историю литовской судебной системы. Сейчас суд заслушивает показания потерпевших, которых в материалах дела насчитывается около 500. В качестве подозреваемых по делу проходят около 70 человек.
Напомним, в марте 1990 года Верховный Совет Литвы провозгласил независимость республики, но в Москве объявили это решение неконституционным. В январе 1991 года в Литву были переброшены подразделения десантников и спецназа. 13 января колонна советской бронетехники направилась в центр Вильнюса, который контролировался литовскими активистами — сторонниками независимости. В ходе столкновений в районе телецентра 14 человек погибли, более 600 пострадали. Также погиб один из спецназовцев.
В штурме телецентра участвовали военные и бойцы группы «Альфа» (спецназ КГБ). По мнению литовских властей, спецназовцы во время штурма здания применили бронетехнику и оружие, заряженное боевыми патронами, что и привело к гибели большинства людей (за исключением одного человека, скончавшегося от сердечного приступа).
Гибель советского спецназовца объясняли дружественным огнем. По мнению литовских властей, в него срикошетила пуля, выпущенная из автомата другого бойца спецподразделения. Однако сами спецназовцы это отрицают.
По их словам, ни у кого из них не было боевых патронов, а их соратник погиб в результате выстрела из толпы. Гибель мирных граждан они объясняют огнем неких снайперов, не имевших отношения к спецназу. Однако веских доказательств в поддержку этой версии никто не приводит.