Это не китайский квадроцикл схемы side-by-side. Это багги, разработанный и собираемый компанией «Ф-МоторСпорт» с пометкой «специально для России». Что он умеет?
Матчасть
В его основе пространственный трубчатый каркас, рассчитанный на то, чтобы защищать седоков при перевороте. Лобового стекла нет, есть лишь прозрачный козырек-дефлектор, как нет и боковых дверей или сеток. Поэтому при езде лучше держаться за руль или поручень для пассажира, не размахивая руками в случае переворота. Шлем — обязателен.
Эргономика, кстати, неплоха: пусть руль не регулируется, а сиденье смещается только в продольном направлении и туго, базовая посадка выбрана удачно, а рычаг коробки передач хорошо ложится в руку. Правда, передачи включаются посредственно, особенно первая и вторая, а ветрозащитный козырек попадает на линию взгляда — мне пояснили, что его можно заказать индивидуально под рост пилота.
Силовой агрегат расположен сзади и заимствован у вазовской техники: 106-сильный двигатель ВАЗ-21126 и коробка передач от Lada Granta делают «Фанкрузер» сравнительно ремонтопригодным. Кроме того, как поясняют представители «Ф-МоторСпорт», он рассчитан на самостоятельное обслуживание и не требует специнструмента.
Но, пожалуй, самая эффектная часть «Фанкрузера» — его подвески, особенно передняя с двойными поперечными рычагами, которые придают багги сходство с насекомым. Здесь уже нет деталей от серийных машин, напротив, подвески спроектированы с учетом внедорожных и раллийных реалий. Ход передней составляет 400 миллиметров, задней, которая ограничена приводными полуосями, 230 мм. Это соответствует уровню куда более крупных машин, поэтому чисто в теории «Фанкрузер» выглядит многообещающим. Но то — в теории. А на практике?
По дорогам
К «Фанкрузеру» привыкаешь за считанные минуты, потому что управление и реакции багги абсолютно автомобильные. Но ощущения острее за счет практически открытого кузова и шума, поэтому скорость 40 км/час по проселку кажется уже приличной, а 90 км/час — чистым безумием.
Но, что интересно, он к таким безумиям готов, потому что стабильность на прямой и повадки в поворотах выверены настолько, что мой товарищ, гонщик Максим Ахтямов, сумел продемонстрировать езду FunCruiser в раллийном режиме, от чего, к слову, у сидящего справа с непривычки перехватывает дух.
«Для совсем агрессивной езды ему слегка не хватает двигателя, — делится впечатлениями Максим. — Но баланс шасси хороший, поэтому можно протащить его через поворот в постоянном заносе. Для полного счастья просится еще усилитель руля».
И дело тут даже не в тяжести баранки — она как раз-таки вполне податлива, особенно с учетом остроты рулевого, всего три оборота от упора до упора. Но, во-первых, чтобы не нагружать руль, кастор передней подвески сделан близким к нулю, и руль не самоцентрируется, то есть возвращать его в нейтраль приходится мускульной силой. Во-вторых, при торможениях, когда выбирается ход передней подвески, на руль приходят удары и паразитные вибрации, вынуждающие держать его покрепче.
Впрочем, мы же хотели фана — вот фан в чистом виде. Мне, например, понравилось, как автомобиль доворачивает под избыточной тягой: если при «безвольном» вхождении в поворот машина склонна к недостаточной поворачиваемости, то под газом демонстрирует приятную остроту.
И, конечно, он подкупает нечувствительностью к плохим дорогам: длинноходные подвески создают странный эффект, когда ты вроде бы видишь колдобину глазами, но не чувствуешь ее пятой точкой. Дубасить по грунтовке он может в совершенно безответственной манере.
К слову, может ли FunCruiser Lite ездить по обычным дорогам? Может, но для этого водителю нужны права «тракторной» категории А2, фактически, удостоверение машиниста-тракториста, которое получают в Гостехнадзоре. В принципе, FunCruiser можно было сертифицировать, как автомобиль или квадроцикл (последний требует автомобильных прав категории В1), но это совсем иной уровень расходов, поэтому пока багги классифицирован как внедорожная самоходка.
На бездорожье
Разочарование у некоторых вызывает тот факт, что FunCruiser Lite — модель заднеприводная, хотя в ассортименте компании есть полноприводный вариант FC2000 SuperSport с двухлитровым мотором Honda, но в два раза более дорогой.
Что до «Лайта», то не спешите с выводами. Во-первых, его геометрическая проходимость попросту несопоставима ни с одним гражданским внедорожникам: короткая база, отсутствие свесов и просвет 35 см вкупе с гладким защищенным днищем позволяют без страха ехать там, где наш «легковой» мозг уже дергает стоп-кран. Он настолько нивелирует ощущения от бездорожья, что в какой-то момент начинаешь борзеть, гонять по полям и бросаться на заведомо неодолимые кручи.
Кроме того, зубастая внедорожная резина хоть и делает его довольно шумным и повышает расход топлива, позволяет побарахтаться в грязи. Впрочем, отсутствие полного привода все равно сказывается, поэтому для штурма грязевых ванн и тем более болотин «Лайт» подходит едва ли. Небольшие препятствия он способен одолеть ходом, полагаясь на длинноходность своих подвесок, где-то объедет по травке или протиснется по лесной чаще, однако засадить его в жидкой грязи несложно — в этом владелец этих «Фанкрузеров» уже убедился. Впрочем, и вытащить несложно, особенно если заказать версию с лебедкой.
Для фана или для дела?
FunCruiser Lite удивительным образом сочетает в себе свойства внедорожника и раллийной машины, поэтому вполне подходит для тренировок техники пилотажа, хоть гоночного, хоть внедорожного. Также его частенько используют для «ралли-такси», то есть увеселительных покатушек с опытным пилотом за рулем.
Приятен он и в режиме прогулочного автомобиля, позволяя двоим заехать в живописное место, где кроме них — никого.
Подходит ли он, например, для охотников и рыболовов? С известными оговорками, да. Главная проблема — скромность багажного места, которое расположено позади радиаторов охлаждения над мотором. В еще больше степени это ограничивает его экспедиционное применение. Запас хода на 30-литровом баке топлива составляет порядка 300 км, но по бездорожью может быть и меньше, поэтому часть погрузочной площадки съедят канистры с резервным запасом топлива.
Стоимость багги в 1,6-литровом заднеприводном исполнении составляет 1,1 млн. рублей — дорого, но по меркам спецтехники вполне адекватно. И основной спрос все-таки обеспечивают состоятельные любители экстремальных видов отдыха. Потому что FunCruiser Lite так и подбивает на экстрим.