Какая машина с пробегом окажется надежней и попросит меньше вложений после покупки: с вариатором, гидромеханикой или роботом? Честно говоря, надежней механики так ничего и не придумали. И это несмотря на то, что традиционная гидромеханика совершенствуется уже на протяжении полувека, робот — это по сути та же механика, только с управляющей электроникой, а вариатор по идее должен был объединить все плюсы всех коробок.
Два слова о механике
Тут тоже есть свои исключения — редко, но встречаются неудачные механические коробки. Но в целом, любая механика переживет любую автоматическую трансмиссию.
В большинстве случаев ресурс механической коробки составляет около 500?000 км. Из обслуживания требуется только замена сцепления примерно раз на 100?000 км (зависит от стиля вождения), и замена масла — опять-таки примерно раз на 100?000 км (хотя многие коробки обходятся без замены всю жизнь и отлично себя чувствуют).
Но раз уж мы говорим про автоматические коробки передач, давайте закончим уже про механику.
Автоматическая гидромеханическая коробка передач
Это самая старая из всех автоматических трансмиссий. Её придумали почти одновременно с первыми автомобилями, но стали активно использовать лишь в середине прошлого века. Старые трех- и четырехступенчатые гидромеханические автоматы ходили почти столько же, сколько механика, но требовали внимания к себе чаще: замена масла в гидротрансформаторе примерно раз на 40?60 тысяч километров.
В конце XX-начале XXI века количество передач в классических автоматах (так буду называть гидромеханику) начало расти, и скоро количество передач в них переросло количество передач в механике. Сейчас самыми передовыми считаются 10-ступенчатые автоматы.
Многие инженеры полагают, что такого количество передач не нужно, достаточно шести-семи. Дальше идет чрезмерное усложнение конструкции без какой-либо значительной выгоды.
По идее, чем больше в коробке передач скоростей, тем она экономичнее, но оборотная сторона медали в данном случае — надежность и ресурсность. С тех пор, как начало расти количество передач, эти показатели стали падать, а стоимость ремонта — увеличиваться.
Вариатор
Вариатор появился относительно недавно. Преимущественно он используется на японских машинах, но встречается также на немцах и французах. Прелесть вариатора в плавности движения — фиксированных передач у вариатора нет, передаточные числа меняются плавно, поэтому нет переключений и соответственно рывков при переключениях. Теоретически это самая экономичная трансмиссия, но на деле она не так уж и экономична.
При этом вариатор накладывает на эксплуатацию ряд ограничений: машина не любит резких стартов, не любит пробуксовку и буксование на бездорожье, не любит перегревов. Менять ремень (или цепь) вариатора надо примерно через 150?000 км, плюс примерно в два раза чаще (раз в 60?70 тысяч) надо менять масло.
Подстава вариатора на подержанных машинах в том, что у вариатора практически нет никаких признаков скорой кончины, а ремонт стоит дорого. Впрочем, если предыдущий владелец менял масло и ремень, как положено, вариаторы ходят по 250?000 рублей без особых проблем.
Роботизированная коробка передач
Роботизированные коробки делятся на подклассы. Однодисковые роботы, роботы с двумя сухими дисками сцепления и с двумя мокрыми сцеплениями.
Первые однодисковые самые примитивные. По механической части — это обычная механическая коробка передач, но с управляющей электроникой. То есть электроника решает, когда переключать передачи, электроника выжимает сцепление и переключает передачи.
В теории все звучит очень хорошо и по надежности такая коробка по идее не должна уступать механике. Но на практике эти коробки отличаются очень дерганным неприятным поведением, а электронный блок часто выходит из строя ещё до отметки в 100?000 км. Кроме того, у таких роботов гораздо чаще, чем у обычной механики, надо менять диски сцепления и масло. Плюс этой коробки лишь в том, что она дешева в производстве и ремонте и почти не увеличивает расход топлива, но удовольствия от такой машины никакого, а сама коробка ненадежна.
Что касается роботов с двумя сцеплениями, то они очень неоднозначны. С одной стороны, роботы выигрывают практически по всем статьям у автоматов, вариаторов и даже механики. С другой стороны, если мы говорим про самый распространенный вариант с сухими сцеплениями — эти коробки очень непредсказуемы: могут отъездить при аккуратной эксплуатации около 200?000 км, но чаще проблемы начинаются уже после 100 тысяч, а иногда такие коробки ломаются уже на 40?000 км. При этом ремонт коробки влетит в копеечку, да и не все берутся за ремонт, в некоторых случаях приходится менять коробку целиком из-за её сложности.
Роботы с двумя мокрыми сцеплениями напротив крайне надежны, но очень дороги, поэтому ставятся в основном только на спортивные дорогие модификации. Они могут ходить по 250?000 км, отлично работать и требовать лишь замены масла и сцепления.
Выводы
Если говорить о выводах, то из всех автоматических трансмиссий наибольшая надежность по-прежнему у гидромеханических автоматов. Причем, чем меньше у них количество передач, тем, как правило, они надежнее. Ко всему прочему ремонт традиционных автоматов давно освоен и не так дорог. К тому же проблемы с таким автоматом легко диагностируются на ранних стадиях (подергивания, толчки, рывки), так что я бы рекомендовал именно их.
Вариаторы я бы расположил на втором месте. Они не плохи при бережной эксплуатации, но диагностировать вариатор перед покупкой нужно очень хорошо, либо у продавца должны быть заказ-наряды, подтверждающие ремонт и обслуживание.
На третьем месте роботы. Причем там и однодисковые роботы и дорогие с двумя сцеплениями. Первые неудобны в использовании, вторые — слишком непредсказуемы и дороги в ремонте.
Авто с пробегом: Автомобили «второй свежести», которые будут только трепать нервы