Эксперты проанализировали основные изменения Налогового кодекса.
Украинцы стали платить больше налогов
С 1 января 2017 года впервые за долгое время минимальная зарплата в Украине “оторвалась“ от прожиточного минимума для трудоспособных граждан. Как известно, минималка составит 3,2 тыс грн, а прожиточный минимум - 1,6тыс грн (с 1 мая - 1684 грн, с 1 декабря - 1762 грн). Соответственно меняются и разные расчетные величины, привязанные к этим показателям, указано в материале UBR.
Его сумма рассчитывается так: от общей стоимости подарка отнимается 800 грн, а оставшаяся сумма облагается налогом как дополнительное благо. Она умножается на коэффициент 1,219512 (правила расчета пп. “е“ 164.2.17 НКУ) и облагается по ставке НДФЛ 18%. Следует также помнить, что 1,5% военного сбора нужно рассчитывать от размера превышения над необлагаемой стоимостью без учета коэффициента.
Например, подарок сотруднику стоимостью 3 тыс грн обойдется работодателю в 483 грн НДФЛ плюс 33 грн военного сбора, итого - 516 грн.
Налоговая социальная льгота стала бесполезной
“Налоговая социальная льгота утратит свою актуальность в этом году. Она привязана к прожиточному минимуму и считается, как и прежде, умножением на коэффициент 1,4. Выходит, что минимальная зарплата, дающая право на налоговую социальную льготу, составляет 2240 грн. Но минимальная зарплата с 1 января 2017 года равна 3200 грн“, - отметила Оксана Зайцева.
Напомним, налоговая социальная льгота (ст.169 НКУ) была введена для поддержки людей с низким уровнем доходов.
Она позволяет уменьшить налогооблагаемый доход, а соответственно и сумму НДФЛ, удерживаемую из зарплаты работника. Сумма “скидки“ зависит от размера льготы, на которую имеет право работник. Размер обычной НСЛ остался прежним - 50% от прожиточного минимума, то есть 800 грн.
“В 2017 году это будет актуально только для тех, кто занят неполный рабочий день или работает по совместительству“, - поясняет директор Палаты налоговых консультантов Виталий Смердов.
Кроме того, НСЛ пригодится работникам, которые содержат двух и более детей до 18 лет. Им предоставляют 100%-ю или 150%-ю налоговую социальную льготу в расчете на каждого ребенка. Предельный размер дохода для применения льготы (2240 грн) умножается на количество детей.
Скажем, если у одинокой матери трое детей до 18 лет, то она имеет право в 2017 году на получение 150% НСЛ в сумме 1200 гривен, при условии, что ее доход за месяц не превысит 6720 гривен (2240 грн × 3). Важно отметить, что право на повышение предельного размера дохода для НСЛ за счет количества детей имеет только один из родителей. Налоговой льготой можно пользоваться до конца года, в котором ребенку исполнилось 18 лет.
Как считать ЕСВ
Минимальный страховой взнос в 2017 году составляет 22% от минимальной зарплаты или 704 грн. Его надо платить в любом случае, ели доход сотрудника не дотягивает до минимальной зарплаты.
“Разумеется, закон запрещает платить меньше минимальной зарплаты. Но тут есть важный нюанс: если выполнена месячная норма труда“, - поясняет Оксана Зайцева.
Следовательно, если работник трудится меньше 8 часов в день, работает неполную неделю или по совместительству, его зарплата может быть ниже минимальной. Но только в случае работы по совместительству не нужно подтягивать уплату ЕСВ до минимального уровня.
Максимальный доход, облагаемый ЕСВ (ставка 22%) установлен в размере 25 прожиточных минимумов. Соответственно, с 1 января по 30 апреля 2017 года он составит - 40 тыс грн, с 1 мая - 42,1 тыс грн, с 1 декабря - 44050 грн. Напомним, что все доходы свыше этих сумм не облагаются ЕСВ.
Многим оставалось неясным, как быть с договорами гражданско-правового характера, поскольку доходы по таким договорам не являются зарплатой по определению. Скажем, мастер может выполнять услугу один час в день.
“Здесь также нет необходимости доначислять ЕСВ до минималки. Однако, если такую работу выполняет штатный сотрудник, у которого есть оклад, то при общем доходе (по договору и ставке) меньше минимального, придется платить за него ЕСВ в размере 704 грн“, - поясняют в Crowe Horwath.
Хотя обычно доходы из двух источников перекрывают размер минимальной зарплаты.За выявленные нарушения полагается штраф.
Штрафы по показаниям
Штрафы, наоборот, привязаны к минимальной зарплате. С 2017 года изменилась редакция КЗоТ. В частности, ст. 265, где установлена ответственность за нарушения трудового законодательства, была дополнена правом контролеров штрафовать на 3 минзарплаты (9,6 тыс грн) за не допуск к проверке или препятствование ей.
“Что будут считать препятствием - физический не допуск или не предоставление информации, пока неизвестно. Или инспекторы будут трактовать так попытки предпринимателей доказать свою правоту“, - говорит Оксана Зайцева.
Учитывая, что штрафы могут из 3 минималок сразу превратиться в 100 (320 тыс грн), если проверяющие пришли контролировать легальность трудоустройства всех, кто находится на предприятии, а также легальности денежных выплат за труд, это существенная опасность для бизнеса.
“Инспекция по труду уже занимает почетное третье место по “проблемности“ для бизнеса после Антимонопольного комитета и контроля трансфертного ценообразования“, - отмечает партнер OMP Tax&Legal Дмитрий Михайленко.
По его словам, выявить факты полной занятости при зарплате меньше минимальной или выплаты зарплат в конвертах проверяющие могут только при помощи показаний самих сотрудников.
“Во всяком случае, пока нам известны только случаи, когда налоговые милиционеры связываются с уволенными сотрудниками и приглашают их к себе рассказать о реальном размере зарплаты и условиях труда. Из 10 таких найдется два-три человека, которые напишут нужные показания“, - рассказывает юрист.
Раньше доначисления ЕСВ и НДФЛ не дотягивали до возбуждения уголовного дела. Но фискалы могут передать эту информацию контролерам инспекции по труду.
“Работникам в этом случае следует помнить, что они имеют право не давать никаких показаний без своего адвоката“, - говорит Михайленко.
Напомним, что в Украине отменили специальный режим НДС для аграриев. Так, с 1 января все аграрии перешли на общую систему налогообложения. Законом был утвержден порядок распределения бюджетной дотации для сельхозпроизводителей, который вводится вместо специального режима по НДС.