Выступая в понедельник на брифинге в Белом доме, пресс-секретарь американского лидера Шон Спайсер открыто заявил, что планы президента США Дональда Трампа направлены на установление «энергетического доминирования» в мире.
По его словам, вся нынешняя рабочая неделя руководства администрации США «будет посвящена американской энергетике». Г-н Спайсер подчеркнул, что Дональд Трамп «полон решимости использовать внутренние энергетические ресурсы США для создания рабочих мест» в американской экономике, а также «для укрепления роли, влияния и лидерства Америки за рубежом».
Присутствующие на брифинге журналисты попросили уточнить, что понимается под «энергетическим доминированием» и как это связано с отношениями США с монархиями Персидского залива. Шон Спайсер ответил, что Америка теперь может экспортировать СПГ. Кроме того, Штаты не только «добились самодостаточности», но и «обдумывают, как теперь развивать бизнес на этой основе, создавать рабочие места».
На уточняющий вопрос, будут ли США добиваться снижения мировых цен на нефть, чтобы конкурировать с поставками из района Персидского залива, пресс-секретарь Белого дома многозначительно заметил, что «это много чего означает». В частности, «способность быть экспортером сама по себе помогает нам экономически, но у всего этого есть и политический аспект».
Однако гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов скептически оценивает возможность реализации амбициозных планов администрации Дональда Трампа.
— Об энергетическом лидерстве США говорили и предшественники действующего президента. Да, начался экспорт сжиженного природного газа из страны. Но пока он небольшой по объёмам.
«СП»: — Какова география поставок?
— В основном это страны Южной Америки и азиатский рынок. Конечно, американские прожекты громадны. Они говорят о совершенно безумном росте экспорта СПГ на 100 млн. тонн в год. Честно говоря, верится в это с трудом. Потому что возникает логичный вопрос: что будет с внутренним рынком? Можно вывести весь газ на экспорт, но тогда очень сильно вырастут цены в самой Америке.
К тому же есть проблема, которая заключается в том, что при нынешних ценах на газ поставки СПГ нерентабельны: на многих рынках американцы получают убытки. Умножать свои убытки, согласитесь, это довольно странное занятие.
«СП»: — Можно ли говорить о том, что сланцевый пузырь в США вот-вот лопнет?
— Из-за того, что растёт экспорт, цены на внутреннем рынке немного поднялись. Американцы продали за рубеж 4 млрд. кубометров газа. Это незначительный объем, который не играет существенной роли. Если же США будут продавать больше, то стоимость топлива внутри страны подскочит. Это подхлестнет компании наращивать производство углеводородов.
В качестве примера можно привести Австралию, которая имеет много проектов по СПГ. Когда эта страна увеличила внешние поставки, цены внутри подскочили. Это привело к тому, что в Австралии газ стал стоить дороже, чем в Японии, куда австралийцы его, собственно, и продают в сжиженном виде. Это вызвало естественное недовольство со стороны австралийских потребителей. В результате власти приняли закон о том, чтобы ограничить со следующего года экспорт СПГ. В свою очередь, это напрягает инвесторов, среди которых доминируют иностранные компании. Вполне возможно, что такая же ситуация будет и в США.
Надо учитывать, что формула продаж СПГ привязана к внутренним ценам (плюс стоимость сжижения и доставки). Если газ будет стоить дорого, то его нельзя будет продать с прибылью. Это, в принципе невозможно. Конечно, можно пофантазировать, предположить, что несмотря на глобальный спад, цены на СПГ существенно вырастут. Но американский экспорт сразу же спровоцирует спад, что сделает нерентабельными сланцевые проекты. Поэтому все рассуждения о мировой энергетической гегемонии США пока находятся на уровне благих пожеланий Белого дома.
«СП»: — Администрация Трампа намерена продать половину стратегического нефтяного резерва США, что может окончательно обрушить рынок жидких углеводородов. Может ли она это сделать из чисто геополитических соображений, чтобы подорвать позиции своих конкурентов и, в первую очередь, России?
— Едва ли это можно считать реалистичным сценарием. Америка до сих пор выступает в качестве импортёра нефти. Допустим, она продаст часть своего резерва, не вопрос. Но импортировать нефть всё равно придётся. США не доминирующий игрок или глобальный экспортёр.
«СП»: — Стать лидером можно двумя способами: нарастить собственное производство или подорвать позиции конкурентов, используя, в том числе и чисто политические рычаги.
— Если речь идёт о санкциях в отношении компаний, участвующих в проекте «Северный поток-2», то они пока не приняты, а только обсуждаются в Конгрессе США. Их одобрила только одна палата — Сенат. На очереди Палата представителей и подпись Дональда Трампа. Европейские компании («E.ON SE», «Royal Dutch Shell», «OMV AG», «BASF"/"Wintershall») уже высказались резко против вмешательства в их совместный бизнес с Россией. Дескать, вы, американцы не имеете к этому никакого отношения и не смейте нам приказывать. Резко против выступили министры иностранных дел ФРГ и Австрии. Так что американские парламентарии, не исключено, поумерят свой антироссийский пыл.
На настоящий момент американский СПГ не находит рынка в Европе. Он составляет сотые доли процента от общего объёма потребления. До ЕС доплывают единичные танкеры. СПГ покупают из чисто политических соображений. Это Польша, Литва, которым нужно продемонстрировать энергетическую независимость от России. Есть ещё страны, в которые не поступает российский газ (Испания, Португалия). Очевидно, что наполнить европейский рынок сланцем не получится, поскольку он стоит дороже трубопроводного на 30−40%. Если ты хочешь покупать дороже, ради Бога, вопрос только, нужно ли это тебе. Каждая страна делает этот выбор в индивидуальном порядке.
«СП»: — Белый дом признаёт, что планы администрации Трампа имеют, помимо прочего, чисто политический аспект. Получается, американцы не прочь задействовать «энергетическую дубинку», в использовании которой они так любят обвинять Россию?
— Им бы очень хотелось использовать «энергетическую дубинку». Проблема в том, что её пока у них нет.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отмечает, что планы администрации президента США имеют чисто внутриполитическую подоплеку.
— Речь идёт о предвыборном обещании главы Белого дома делать упор на развитии американской промышленности и создании новых рабочих мест. Это был один из ключевых моментов его предвыборной кампании. Таким образом, Трамп показывает, что он исполняет свои предвыборные обещания.
«СП»: — То есть, это своего рода политика импортозамещения по Трампу?
— Нечто вроде того. В США есть три отрасли в энергетике, которые могут выступать в качестве драйверов экономического развития. Это угольная, газовая промышленность и альтернативные источники энергии. Нефтянка не в счёт, поскольку США в среднесрочной перспективе будут продолжать закупать жидкие углеводороды. Когда был переизбыток лёгкой нефти, её отправляли в Южную Корею. В этом плане Америка остаётся нетто-импортёром.
«СП»: — В чем может состоять упомянутый г-ном Спайсером «политический аспект» завоевания мирового энергорынка?
— Это достаточно понятный тезис. Очевидно, что с учетом военной мощи США любое энергетическое давление удваивает внешнеполитический эффект. Не случайно американцы активно обсуждают вопрос поставок энергоресурсов в Европу. После встречи с Трампом украинский президент Порошенко бодро рапортовал о том, что ожидает поставок угля из Пенсильвании и американского сжиженного газа из Луизианы. Экспорт энергоресурсов отрывает возможности материализации политики давления на Россию. Думаю, что нам стоит ожидать дальнейших операций по «принуждению к демократии» стран Ближнего Востока с целью установления контроля над перспективными месторождениями. В Латинской Америке это Венесуэла. Хотя стоит заметить, что основу нашей энергетики составляют внутренние ресурсы. Для их развития нужны две вещи — финансы и передовые технологии. Санкции направлены на то, чтобы перекрыть эти каналы для освоения шельфовых ресурсов и трудноизвлекаемых ископаемых.
В плане сжиженного газа США не скрывают, что планируют потеснить на второе-третье место в мире поставщиков СПГ в лице Австралии и Катара.
«СП»: — С «Северным потоком-2» всё понятно. А будут ли США пытаться блокировать строительство «Турецкого потока»?
— Не думаю. Но, что касается санкционного давления, то оно никуда не делось — американские компании не могут участвовать в этих проектах. Это касается поставок оборудования и трансфера технологий. Что касается европейских компаний, то я пока не вижу, что они готовы ради «евроатлантической солидарности» жертвовать своими интересами. Обратите внимание, энергетические санкции Евросоюза против России гораздо мягче, чем американские.