Материал комментируют:
Александр Пасечник
У газопровода «Сила Сибири», по которому «Газпром» собирается поставлять голубое топливо в Китай, появился опасный конкурент. 9 ноября, в ходе визита в КНР президента США Дональда Трампа, китайская China Petrochemical Corp. и американская Alaska Gasline Development Corp. (AGDC) подписали соглашение о развитии завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) на Аляске, который будет поставлять СПГ в Китай.
Проект оценивается в $ 43 млрд., его мощность — 20 млн. тонн сжиженного газа в год (примерно 27,6 млрд. кубометров). Другими словами, по масштабу он не намного уступает газпромовской «Силе Сибири» (38 млрд. кубометров в год). Согласно плану, от северных месторождений на Аляске будет проложен газопровод протяженностью 800 миль до завода СПГ на юге штата, откуда сжиженный газ можно будет погрузить на танкеры и отправить в Китай.
Модернизация СПГ-завода на Аляске может начаться уже в 2019 году (сейчас там работает завод СПГ, открытый еще в 1969 году, мощностью 1,5 млн. тонн). С китайской стороны в проекте также участвуют госфонд China Investment Corp (CIC) и Bank of China. Со стороны Запада, помимо AGDC, — ExxonMobil, BP и ConocoPhillips.
Заметим, за последнее десятилетие потребление газа в Китае увеличилось более чем в четыре раза, и он занял третье место в мире по объемам его импорта. Потребление газа с начала 2017 года на 18% превышает уровень за тот же период прошлого года. Основными поставщиками газа в КНР являются Катар и Австралия.
Соглашение по строительству СПГ-завода на Аляске означает, что США намерены изменить эту ситуацию, и стать одним из ведущих игроков на китайском газовом рынке. Именно такое развитие событий предсказывало Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем июльском прогнозе.
По мнению аналитиков МЭА, в ближайшие пять лет спрос на газ будет расти на 1,6% в год — быстрее, чем на другие углеводороды. На долю Китая придется 40% этого роста потребления. Основным драйвером выступит промышленность, расширение использования газа в химическом секторе, высокий спрос на удобрения, а также замещение газом угля на небольших производствах в КНР.
Кроме того, МЭА ожидает, что добыча газа будет расти на те же 1,6% в год. Причем, 40% роста добычи придется на США, где ежегодный прирост составит 2,9%. К 2022 году, как ожидают аналитики, США будут производить около 890 млрд. кубометров газа, или 22% мировой добычи, и больше половины этого голубого топлива пойдет на экспорт в виде СПГ.
Надо думать, для «Газпрома» это малоприятные известия. Американский СПГ не означает, конечно, что газопровод «Сила Сибири» станет невостребованным. Но США могут в перспективе сократить долю китайского рынка, на которую мог бы претендовать российский концерн. Есть и другой негативный момент. Пекин теперь получит на руки еще один козырь (помимо антироссийских санкций со стороны Запада), чтобы торговаться с Москвой в сторону снижения цен на поставляемый российский газ.
Что стоит за проектом СПГ-завода на Аляске, как сильно подрывают США интересы России?
— Не стоит рассматривать СПГ-завод на Аляске как американский форпост на китайском рынке, — считает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Да, 20 млн. тонн сжиженного газа в год — это масштабный проект, перекрывающий, для сравнения, мощности российского СПГ-проекта «Сахалин-2». Но надо понимать: в сжатые сроки реализовать его вряд ли получится. Даже если прямо сейчас стороны начнут инвестиционный цикл, для выхода на декларируемую мощность американцам понадобится 5−7 лет.
Я уже не говорю о том, что в арктическом регионе не самые легкие условия добычи, и экономика проекта наверняка сложная. Под него нужна соответствующая инфраструктура и танкерный флот, для проводки которого, возможно, потребуются суда ледового класса.
Сейчас, напомню, одна из главных проблем на рынке СПГ — это дефицит танкеров-метановозов. Верфи Южной Кореи научились строить такие суда довольно быстро, но все равно не поспевают за растущим спросом.
Словом, проект на Аляске наверняка столкнется с многочисленными трудностями, и далеко не факт, что он получится жизнеспособным.
«СП»: — Если все-таки американцы выйдут с 20 млн. тонн СПГ на рынок Китая, это сильно подорвет позиции «Газпрома»?
— Если так случится, борьба будет идти вокруг цен на газ. И я не исключаю, что может повториться история с американским СПГ в Европе. Там, напомню, США существенно опаздывают со своим проектом, тогда как российский НОВАТЭК уже в конце ноября выйдет на первую промышленную поставку.
Думаю, если бы США хотели противопоставить нам на китайском рынке что-то серьезное, им нужно было начинать гораздо раньше. А сейчас время уже потеряно.
Напомню: по планам «Газпрома» намечены три ветки трубопроводов для подачи газа в Китай. Это строящаяся «Сила Сибири 1» — из Иркутской области и Якутии до Благовещенска (так называемый «восточный» маршрут), проектная «Сила-Сибири-2» с месторождений Западной Сибири через плато Укок в Китай («западный» маршрут), плюс меморандум о взаимопонимании по проекту трубопроводных поставок природного газа в КНР с Дальнего Востока РФ.
В авангарде, понятно, идет «Сила-Сибири-1» — по плану, газ по этому трубопроводу будет пущен в 2019 году. А дальше нужно смотреть по стратегической ситуации со спросом на голубое топливо. Мы, конечно, будем учитывать действия Вашингтона, но они не будут менять конфигурацию наших отношений с Китаем в газовой сфере.
Думаю, запуск «Силы Сибири-1» даст импульс развитию и других российских проектов. Для Китая трубопроводный газ более выгоден с точки зрения удобства транзита, отсутствия рисков срыва поставок, и гарантий неистощимости природной базы. К плюсам относится и относительная дешевизна трубопроводного газа.
«СП»: — Кстати о дешевизне. Не приведет ли запуск СПГ-завода на Аляске к тому, что нам придется продавать голубое топливо в Поднебесную со значительным дисконтом?
— Я так не думаю. Долгосрочные контракты «Газпрома» по-прежнему привязаны к ценам на нефть — к так называемой корзине ОПЕК. И хотя точные параметры поставок по «Силе Сибири» пока неизвестны, учитывая, что нефть может выйти на рубеж $ 70 за баррель, «Газпром» будет поставлять газ в Китай в 2019 году по вполне комфортной для себя цене.
«СП»: — Поставки СПГ в Китай крайне выгодны Америке. Согласно оценкам, приведенным правительством Аляски, в перспективе они позволят сократить торговый дефицит США в отношениях со странами Азии на $ 10 млрд. в год. Кроме того, соглашение позволит создать до 12 тыс. рабочих мест в Штатах на период строительства объектов. Будет ли Пекин ссориться с Вашингтоном, если дело дойдет до выбора «американский СПГ или российский трубопроводный газ»?
— Конечно, китайцы на словах будут всячески подчеркивать приоритет сотрудничества с США в газовой сфере. Но это не значит, что Поднебесная ради Штатов будет полностью перестраивать свою энергетическую стратегию, перечеркивая достигнутую с Россией степень кооперации. На деле, США лишь пополнят портфель поставщиков Поднебесной, но так и не станут ключевым игроком на газовом направлении.