Материал комментируют:
Владимир Шалаев
Олег Сухов
С начала года банкротами в России признаны почти 10 тысяч работающих предприятий, среди них и гиганты рынка — авиакомпании «Трансаэро» и «Донавиа», два ювелирных завода, «Столичный» и «Санкт-Петербургский»… Эксперты прогнозируют, что по мере углубления экономического кризиса ситуация будет только ухудшаться, хотя уже уровень банкротств российских компаний приблизился к историческому максимуму…
Доходы падают… надежды — тают
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) проанализировал динамику банкротств в России. По подсчетам экономистов, в третьем квартале 2017 года количество банкротных процедур в стране составило 3227 — это на 3% больше предыдущего квартала и на 12,4% больше, чем год назад.
Всего же с начала года в стране зафиксировано более 9600 банкротств. Для сравнения: за весь предыдущий год — более 12 тысяч (но все же рекордным, по оценкам ЦМАКП, оказался предыдущий кризисный 2009 год, когда в России были признаны банкротами почти 13 тысяч работающих предприятий).
Ситуация развивается на фоне отсутствия позитивных сдвигов в части потребительского спроса — двенадцатый (!) квартал подряд зафиксировано сокращение реальных располагаемых денежных доходов населения (так, в третьем квартале 2017 года они снизились почти на 1,0% относительно аналогичного периода прошлого года).
Еще одна причина, по мнению аналитиков ЦМАКП, — это медленное восстановление инвестиционнного спроса на фоне политики Центробанка по консервативному снижению ключевой ставки (если до 27 марта она составляла 10%, то до 30 октября была уже поэтапно снижена до 8,25%).
Завершился период повышения рентабельности предприятий (восстановительный рост после «острой» фазы кризиса в 2014—2015 годах), а также условий рефинансирования работающего бизнеса со стороны банков.
Самая плачевная ситуация по банкротствам — в строительстве (в отрасли вообще «обновились» исторические максимумы), где, считают аналитики ЦМАКП, наиболее существенно снизился платежеспособный рынок.
Также худо обстояли дела в торговле, пищевой промышленности и машиностроительном комплексе. Хоть какой-то позитив ЦМАКП обнаружил лишь в металлургии и в сфере коммерческих услуг, где количество юрлиц-банкротов немного сократилось. На стабильно высоком уровне остается количество банкротств в сельском хозяйстве (135 банкротства за квартал, с начала года — 418).
Что касается конкретных регионов, то хуже всего обстоят дела в Вологодской, Волгоградской и Амурской областях.
Вниз потянуло «Трансаэро»
Размеры компаний-банкротом ЦМАКП оценивал по среднему размеру выручки — их оказалось шесть. Крупнейшим стала авиационная компания «Трансаэро», ее средняя выручка за последние три года составила почти 72 млрд. рублей.
Судебный процесс по иску Сбербанка продолжался почти два года, и в итоге в сентябре 2017 года компания признана банкротом: выяснилось, что ее долги почти в 150 раз больше, нежели стоимость чистых активов. В настоящее время, судя по решению судьи Владимира Мирошниченко, в списке кредиторов «Трансаэро» — туроператор «Библио-глобус», другие авиакомпании «Газпромнефть-аэро» и «Аэрофлот», а также банки ВТБ, «Газпромбанк» и «Россельхозбанк».
Конкурсное производство в отношении «Трансаэро» открыто сроком на полгода — до 18 марта, управляющим будет Алексей Белокопыт. Напомним, что с декабря 2015 года авиакомпания находилась в процедуре, предшествующей банкротству, — внешнее наблюдение.
Стоит отметить, что в числе крупнейших банкротов оказалась еще одна авиакомпания — «Донавиа» (Ростовская область), причем заявителем оказался «Аэрофлот». Поводом для банкротства стало решение московского арбитража, который еще в апреле 2016 года взыскал с ростовского перевозчика почти 885 млн. рублей по договору займа. Незадолго до этого «Донавия» прекратил осуществлять перевозки пассажиров и грузов…
По размерам выручки следом за «Трансаэро» следует московское ООО «Эко-Инжиниринг», которое специализируется на финансовой деятельности, а также на инженерно-техническом проектировании в промышленности и строительстве. Компания, средняя выручка которой составляла более 25 млрд. рублей, была признана банкротом по исковому заявлению «Балтийского инвестиционного банка».
На третьей позиции — московская компания «Металит» с выручкой в размере почти 19 млрд. рублей, которая признана банкротом по иску «Московского кредитного банка».
Далее следуют ООО «Столичный ювелирный завод» (выручка 17,5 млрд. рублей, истец — торговая компания «Золоторг»), ООО «Санкт-Петербургский ювелирный завод» (выручка 12 млрд. рублей, истцом выступила фирма «Альфа») и, наконец, ООО «Стандарт-Нефть» (выручка 11 млрд. рублей, истцом стало юридическое агентство «Деловые услуги»).
Посыпайте голову пеплом!
— В обозримом будущем сохранится, на мой взгляд, негативная тенденция в сфере банкротства, — дает в интервью «Свободной прессе» прогноз адвокат Олег Сухов, возглавляющий Межрегиональный третейский суд Москвы и Московской области. — Это обусловлено совокупностью факторов. Во-первых, это связано с экономическими условиями — в связи с падением реальных доходов населения от недостатка спроса сильно страдает малый и средний бизнес. Малые предприятия слишком сильно зависят от краткосрочной выручки, поэтому им сложно пережить потребительский кризис.
Во-вторых, тенденция сохранится и в силу законодательных изменений на рынке строительства. С 1 января 2018 года должны начать действовать более жесткие требования к застройщикам, что приведет к банкротству большого количества мелких игроков.
К этому стоит добавить и продолжающуюся «чистку» банковского сектора. Поэтому назвать тенденцию краткосрочной нельзя — наоборот, пока сохраняются все факторы, которые могут только увеличить статистику банкротства.
Физлица банкротиться не спешат
Стоит напомнить, что в России банкротами могут признать не только компании, но и физических лиц — такой институт действует с 1 октября 2015 года. Насколько он эффективен, «Свободной прессе» рассказал юрист BMS Law Firm Владимир Шалаев:
— Пока нельзя сказать, что банкротство физических лиц стало популярной и удобной процедурой для тех граждан, которые столкнулись с финансовыми трудностями. Но положительные тенденции в этой сфере есть — на 15 апреля 2017 года количество поданных заявлений о банкротстве составляло порядка 35 тысяч.
Однако стоит учитывать, что подавляющее большинство этих дел — заявления о реализации имущества.
Процент дел о реструктуризации задолженности, наоборот, небольшой, что связано с низким уровнем дохода населения — при доходе, не превышающем 30 тысяч рублей, как правило, нет смысла в реструктуризации задолженности.
Из-за этого механизм банкротства физлиц не может получить широкое распространение, и, по сути, доступен и удобен только тем гражданам, у которых есть имущество, которое может быть реализовано.