В России объявился собственный Илон Маск - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
В России объявился собственный Илон Маск - «Экономика» 21:00 Вторник 0 438
20-02-2018, 21:00

В России объявился собственный Илон Маск - «Экономика»



Материал комментируют:
В России объявился собственный Илон Маск - «Экономика»

Иван Моисеев

Страстная мечта части российского общества о частной космонавтике, кажется, вот-вот сбудется. Госкорпорация «Роскосмос» готова обсуждать передачу российского сегмента Международной космической станции (МКС) в концессию группе компаний S7, пишут «Известия». Однако, возникает вопрос пойдет это на пользу или во вред российской космонавтике в целом.

В «Роскосмосе» считают, что идея, публично озвученная 13 февраля гендиректором S7 Сергеем Соповым «соответствует видению госкорпорации о перспективах исследования космического пространства в ближайшем будущем». Переговоры продолжатся после того, как предложения S7 поступят в письменном виде.

По словам Сопова, «приватизация» российского сегмента МКС может произойти в 2022—2024 годах и станет альтернативой затоплению станции в океане. Сама S7 к тому времени должна восстановить пусковую деятельность проекта «Морской старт», который она приобрела в собственность после банкротства международного консорциума Sea Launch Company (SLC).

Планы S7 поражают размахом. Она намерена стать первой космической транспортной компанией в мире, используя для запусков дешевый и надежный «Морской старт», инфраструктуру на низкой околоземной орбите в виде МКС, а также транспортные средства для межпланетных перевозок грузов с ядерной двигательной установкой.

МКС будет превращена в «орбитальный космодром» — перевалочную базу вблизи Земли перед полетом в дальний космос. Там будут проводить сборку, техобслуживание и заправку кораблей. Экипажи сначала доставят на МКС, а только затем перевезут на корабль, отправляющийся, например, к Марсу. Необходимость создавать сверхтяжелые ракеты отпадет. Кроме того, снизится риск потерь при авариях.

Космические «буксиры», которые планирует использовать S7, будут оснащены ядерной электродвигательной установкой (ЯЭДУ) мегаваттного класса, разработанной предприятиями «Роскосмоса» и «Росатома». У американцев ничего подобного пока нет. Поскольку международное право запрещает использование ядерных систем на низкой околоземной орбите S7 предлагает увеличить высоту полета МКС до 600 километров.

Отметим, что амбициозные планы S7 пока не подкреплены значительными достижениями в космической сфере. Компания начала космическую деятельность лишь осенью 2016 года. Пока на ее счету всего один пуск ракеты «Зенит» с космодрома Байконур. Первый старт «Зенита» с плавучего космодрома вблизи экватора запланирован только на конец 2019 года.

Однако, и у «Роскосмоса» дела идут неважно. На рынке пусковых услуг его здорово поджимают конкуренты. По открытым данным, с 2013 по 2017 год доля российской госкорпорации упала с 50% до менее чем 10%. В то время как доля американцев выросла с 10% до 60%, а европейцев с 20% до 30%. Кроме того, компанию в последнее время преследуют аварии.

В этих условиях государство может прислушаться к дерзким новичкам из S7 в надежде создать конкурентную среду в космической сфере.

Тем не менее руководитель Института космической политики Иван Моисеев отнесся к анонсированным масштабным изменениям в российской космической сфере скептически.

— Поясню, что хочет «Роскосмос». Госкорпорация хочет найти фирму-оператора, которая бы искала для российского сегмента МКС коммерческие нагрузки. Например, поставить на станции некий свой прибор и заплатить за это деньги. А оператор будет получать часть этих денег. По сути, это посредник. Именно это считают полезным сделать в «Роскосмосе».

Но тут нужно учитывать, что речь идет об очень небольших суммах. Меньше миллиона долларов со всей МКС. При том, что у американцев и японцев эта процедура более-менее налажена. А у нас она еще и не начиналась.

«СП»: — Можно ли приватизировать станцию?

— Нельзя. Во-первых, потому что ни у кого, ни у фирмы, ни у группы фирм, не найдется достаточно денег, чтобы профинансировать ее функционирование. А, во-вторых, и это еще важнее, — от МКС никакой прибыли нет и предвидится. Только одни расходы. Поэтому все разговоры про «концессию» — это словесная шелуха, сенсационная, но не более того.

«СП»: — Но ведь в США тоже ведутся разговоры о «приватизации» американского сегмента МКС после 2024 года…

— Там говорят о том же, о чем я сейчас сказал. NASA выделяет небольшую сумму — 150 млн долларов на то, чтобы организовать процесс покупки теми или иными компаниями места на станции для установки своего оборудования. Но это меньше 10 процентов от ежегодного объема финансирования.

Вот о чем идет речь, а не продаже, приватизации или бесплатной передачи американского или российского сегмента.

«СП»: — Но ведь S7 имеет некий, пусть и словесный, план. Как это понимать?

— Да, они нарисовали некий план и представили его на недавно прошедшей конференции «Бизнес для космоса». Юридическим, бухгалтерским источником этого плана является посыл, что S7 передадут права на использование МКС и государственное финансирование на ее содержание. Прямо об этом в плане не говорится, но в подтексте чувствуется. Потому что без госфинансирования управлять будет нечем. А это огромные деньги — 77 процентов расходов на всю нашу пилотируемую космонавтику.

При этом уже существует «Роскосмос», получающий бюджет по налаженным каналам и планам, которые написаны на десять лет вперед. И как это все сломать, передать другой фирме, не госкорпорации, а компании, у которой и компетенций то нет космических? Они, видимо, рассчитывают, что государство будет платить за станцию, а управлять будут частные фирмы. Это не пройдет. Все эти разговоры идут от недостатка знаний.

Для частной фирмы тут есть место только в качестве оператора. И то еще вопрос. Потому что вот уже двадцать лет российским научным учреждениям бесплатно предлагается возможность ставить свои эксперименты на МКС. Если кому-то надо, «Роскосмос» такую возможность обеспечит.

«СП»: — На что тогда рассчитывает компания S7?

— Они хотят в течение пяти лет восстановить производства русско-украинских ракет «Зенит». Хотя это сложно, так как Россия делает двигатели, а сборка происходит на Украине. Восстановив производство они хотят запустить двенадцать ракет «Зенит». А в перспективе перейти на наши ракеты «Союз-5», но сейчас нет даже их эскизного проекта. Такие у них планы. При этом они уже заплатили и платят в рамках проекта миллионы долларов. Как у них сходятся доходы с расходами я не понимаю. Думаю, тут работают какие-то некоммерческие рычаги.

Кроме того, вспомним, почему обанкротился консорциум развивавший проект «Морской старт». У него не было полезных нагрузок. Так эта проблема осталась. Все нагрузки сейчас расхватаны. Сейчас есть SpaceX, которая очень активно захватывает то, что мы раньше запускали. Поэтому это предприятие S7 выглядит очень сомнительно.


Материал комментируют: Иван Моисеев Страстная мечта части российского общества о частной космонавтике, кажется, вот-вот сбудется. Госкорпорация «Роскосмос» готова обсуждать передачу российского сегмента Международной космической станции (МКС) в концессию группе компаний S7, пишут «Известия». Однако, возникает вопрос пойдет это на пользу или во вред российской космонавтике в целом. В «Роскосмосе» считают, что идея, публично озвученная 13 февраля гендиректором S7 Сергеем Соповым «соответствует видению госкорпорации о перспективах исследования космического пространства в ближайшем будущем». Переговоры продолжатся после того, как предложения S7 поступят в письменном виде. По словам Сопова, «приватизация» российского сегмента МКС может произойти в 2022—2024 годах и станет альтернативой затоплению станции в океане. Сама S7 к тому времени должна восстановить пусковую деятельность проекта «Морской старт», который она приобрела в собственность после банкротства международного консорциума Sea Launch Company (SLC). Планы S7 поражают размахом. Она намерена стать первой космической транспортной компанией в мире, используя для запусков дешевый и надежный «Морской старт», инфраструктуру на низкой околоземной орбите в виде МКС, а также транспортные средства для межпланетных перевозок грузов с ядерной двигательной установкой. МКС будет превращена в «орбитальный космодром» — перевалочную базу вблизи Земли перед полетом в дальний космос. Там будут проводить сборку, техобслуживание и заправку кораблей. Экипажи сначала доставят на МКС, а только затем перевезут на корабль, отправляющийся, например, к Марсу. Необходимость создавать сверхтяжелые ракеты отпадет. Кроме того, снизится риск потерь при авариях. Космические «буксиры», которые планирует использовать S7, будут оснащены ядерной электродвигательной установкой (ЯЭДУ) мегаваттного класса, разработанной предприятиями «Роскосмоса» и «Росатома». У американцев ничего подобного пока нет. Поскольку международное право запрещает использование ядерных систем на низкой околоземной орбите S7 предлагает увеличить высоту полета МКС до 600 километров. Отметим, что амбициозные планы S7 пока не подкреплены значительными достижениями в космической сфере. Компания начала космическую деятельность лишь осенью 2016 года. Пока на ее счету всего один пуск ракеты «Зенит» с космодрома Байконур. Первый старт «Зенита» с плавучего космодрома вблизи экватора запланирован только на конец 2019 года. Однако, и у «Роскосмоса» дела идут неважно. На рынке пусковых услуг его здорово поджимают конкуренты. По открытым данным, с 2013 по 2017 год доля российской госкорпорации упала с 50% до менее чем 10%. В то время как доля американцев выросла с 10% до 60%, а европейцев с 20% до 30%. Кроме того, компанию в последнее время преследуют аварии. В этих условиях государство может прислушаться к дерзким новичкам из S7 в надежде создать конкурентную среду в космической сфере. Тем не менее руководитель Института космической политики Иван Моисеев отнесся к анонсированным масштабным изменениям в российской космической сфере скептически. — Поясню, что хочет «Роскосмос». Госкорпорация хочет найти фирму-оператора, которая бы искала для российского сегмента МКС коммерческие нагрузки. Например, поставить на станции некий свой прибор и заплатить за это деньги. А оператор будет получать часть этих денег. По сути, это посредник. Именно это считают полезным сделать в «Роскосмосе». Но тут нужно учитывать, что речь идет об очень небольших суммах. Меньше миллиона долларов со всей МКС. При том, что у американцев и японцев эта процедура более-менее налажена. А у нас она еще и не начиналась. «СП»: — Можно ли приватизировать станцию? — Нельзя. Во-первых, потому что ни у кого, ни у фирмы, ни у группы фирм, не найдется достаточно денег, чтобы профинансировать ее функционирование. А, во-вторых, и это еще важнее, — от МКС никакой прибыли нет и предвидится. Только одни расходы. Поэтому все разговоры про «концессию» — это словесная шелуха, сенсационная, но не более того. «СП»: — Но ведь в США тоже ведутся разговоры о «приватизации» американского сегмента МКС после 2024 года… — Там говорят о том же, о чем я сейчас сказал. NASA выделяет небольшую сумму — 150 млн долларов на то, чтобы организовать процесс покупки теми или иными компаниями места на станции для установки своего оборудования. Но это меньше 10 процентов от ежегодного объема финансирования. Вот о чем идет речь, а не продаже, приватизации или бесплатной передачи американского или российского сегмента. «СП»: — Но ведь S 7 имеет некий, пусть и словесный, план. Как это понимать? — Да, они нарисовали некий план и представили его на недавно прошедшей конференции «Бизнес для космоса». Юридическим, бухгалтерским источником этого плана является посыл, что S7 передадут права на использование МКС и государственное финансирование на ее содержание. Прямо об этом в плане не говорится, но в подтексте чувствуется. Потому что без госфинансирования управлять будет нечем. А это огромные деньги — 77 процентов расходов на всю нашу пилотируемую космонавтику. При этом уже существует «Роскосмос», получающий бюджет по налаженным каналам и планам, которые написаны на десять лет вперед. И как это все сломать, передать другой фирме, не госкорпорации, а компании, у которой и компетенций то нет космических? Они, видимо, рассчитывают, что государство будет платить за станцию, а управлять будут частные фирмы. Это не пройдет. Все эти разговоры идут от недостатка знаний. Для частной фирмы тут есть место только в качестве оператора. И то еще вопрос. Потому что вот уже двадцать лет российским научным учреждениям бесплатно предлагается возможность ставить свои эксперименты на МКС. Если кому-то надо, «Роскосмос» такую возможность обеспечит. «СП»: — На что тогда рассчитывает компания S 7? — Они хотят в течение пяти лет восстановить производства русско-украинских ракет «Зенит». Хотя это сложно, так как Россия делает двигатели, а сборка происходит на Украине. Восстановив производство они хотят запустить двенадцать ракет «Зенит». А в перспективе перейти на наши ракеты «Союз-5», но сейчас нет даже их эскизного проекта. Такие у них планы. При этом они уже заплатили и платят в рамках проекта миллионы долларов. Как у них сходятся доходы с расходами я не понимаю. Думаю, тут работают какие-то некоммерческие рычаги. Кроме того, вспомним, почему обанкротился консорциум развивавший проект «Морской старт». У него не было полезных нагрузок. Так эта проблема осталась. Все нагрузки сейчас расхватаны. Сейчас есть SpaceX, которая очень активно захватывает то, что мы раньше запускали. Поэтому это предприятие S7 выглядит очень сомнительно.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 926 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl