Материал комментируют:
Игорь Юшков
В США нашли очередной способ, как спасти Европу от российского газа. Американский конгрессмен Девин Нунес предложил европейцам поддержать прокладку Трансадриатического газопровода из Азербайджана в Италию. Это помогло бы снизить зависимость от российских энергоносителей. И европейцы, в частности — Германия, прекратили бы «подкармливать деньгами русского медведя».
«По сути, единственный способ противодействовать России, это сказать: послушайте, мы не собираемся полагаться на вас в плане энергии», — отметил Нунес, который на выходных побывал в Европе, где активно лоббировал сооружение Трансадриатического газопровода. По задумке американцев, по этому газопроводу природный газ из района Каспийского моря и с Ближнего Востока будет поступать через Италию в Западную Европу.
В Риме пока относятся к идее без большого энтузиазма. Стоимость газопровода оценивают в 5,2 миллиарда евро. Итальянские власти полагают, что такие вложения никогда не окупятся, так как спрос на азербайджанский газ будет не таким высоким по сравнению с российским.
Однако Нунес уверен, что позиция Италии объясняется только пропагандой и дезинформацией Москвы, которая, будто бы, хочет помешать строительству газопровода. «Одна проблема, с которой мы сталкиваемся, это российская пропаганда, которая действительно присутствует в Италии. Итальянцы пока не могут дать этому газопроводу зелёный свет. Это полное безумие является частью изощрённой российской пропаганды», — заяви он.
Еще одной альтернативой российским энергоресурсам, по мнению Нунеса, должен стать, конечно же, американский сжиженный газ (СПГ).
«Если мы теперь можем начать отправлять в Западную Европу больше газа, и если больше газа будет поступать в Италию через транскаспийский газопровод, то это приведёт к появлению двух надёжных источников газа для Европы. Это обстоятельство, как мне кажется, подтолкнёт Германию к тому, чтобы не надеяться исключительно на российский газ», — подчеркнул Нунес.
Трансадриатический газопровод (ТАР) — строящийся трубопровод для транспортировки природного газа из Прикаспия и Ближнего Востока в Западную Европу. Его маршрут должен составить 878 километров и пролегать по территории Греции, Албании и Италии. ТАР также должен стать частью Южного газового коридора, в который входят Южно-Кавказский газопровод (Баку — Тбилиси — Эрзурум) и Трансанатолийский газопровод (TANAP) на территории Турции. Предполагаемая мощность газопровода — 10 млрд. кубометров в год с возможностью увеличения пропускной способности до 20 млрд. кубометров. Для сравнения, российский «Газпром» прогнозирует, что в этом году поставит в Европу более 200 млрд. кубометров газа.
Трансанатолийский газопровод уже был частично открыт в Турции в июне 2018 года. Что касается сооружения непосредственно ТАР, в реализации проекта действительно возникли проблемы из-за позиции Италии. Новое правительство, сформированное после выборов 2018 года из представителей партий «Движение пять звезд» и «Лига севера», сначала не поддержало строительство газопровода. «Учитывая нашу энергетическую политику и потребность в газе, мы считаем проект ТАР в настоящее время абсолютно бессмысленным», — заявил министр окружающей среды Италии Серджо Коста в начале июня.
Тем не менее, давление со стороны европейского руководства и США привело к тому, что итальянские власти смягчили позицию. Уже 25 июня замминистра иностранных дел Италии Гульельмо Пикки объявил, что Рим заинтересован в строительстве ТАР.
Несмотря на это, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков полагает, что даже полная реализация проекта неспособна стать альтернативой «Газпрому» в Европе. И в худшем случае лишь увеличит конкуренцию на локальных рынках. Тем более что сами США сейчас куда больше заинтересованы, чтобы заставить Европу покупать свой сжиженный газ, а не привлекать конкурентов.
— Подобные заявления были актуальны лет 5?10 назад, когда американцы действительно пытались найти альтернативных поставщиков газа для Европы, чтобы сократить зависимость от российского газа. Тогда они активно лоббировали проект Набукко — газопровод из Туркмении и Азербайджана в Европу, который так и не был реализован. У них был даже специальный представитель Госдепа по Каспийскому региону, который занимался этим вопросом.
Но сейчас эта тема для Вашингтона не актуальна. Можно предположить, что лоббисты Азербайджана постоянными беседами с конгрессменами пытаются получить поддержку проекта, что и выливается в подобные заявления.
«СП»: — А почему эта тема для США уже не актуальна?
— Потому что на самом деле тренд у американского истеблишмента совсем другой. Они лоббируют поставку американского СПГ в Европу. И ни российский, ни азербайджанский, ни туркменский газ там им совершенно не нужен. Теперь для них это конкуренты.
Другой вопрос, что проект Трансадриатического газопровода уже во многом реализован. И лоббировать его несколько поздно. Часть трубы на турецкой территории построена, она уже выходит в Грецию и Болгарию, а затем пойдет в Италию. Несмотря на некоторые сомнения с итальянской стороны, думаю, проект все же будет завершен.
Тем более, что в отличие от «Северного потока-2», ТАР имеет полную поддержку руководства Евросоюза. Проекту сразу предоставили исключение из норм третьего энергопакета и другие преференции. В итоге сейчас Италия заняла не совсем четкую позицию — газопровод им вроде как не нужен, но строить его они не отказываются.
«СП»: — И это может подорвать позиции «Газпрома» в Европе?
— Нет, потому что даже после полной реализации проекта Европа получит только 8 миллиардов кубометров газа. По миллиарду — в Грецию и Болгарию. И около шести останутся в Италии. Это не конкурент «Газпрому» с его поставками под 200 миллиардов кубометров газа в год.
Трансадриатический газопровод никак не может быть альтернативой российскому газу в Европе. На региональных рынках это вызовет определенную конкуренцию, но не повлияет в целом на российские поставки. Не совсем корректно также сравнивать этот газопровод с «Северным потоком-2» или говорить, что он позволит Германии «не подкармливать русского медведя».
«СП»: — Почему?
— Во-первых, «Северный поток-2» приходит на северо-запад Европы, в Германию. А ТАР — на юг, в основном на итальянский рынок.
Во-вторых, газ из Азербайджана - это новые поставки. А «Северный поток-2» — просто изменение маршрута доставки по старым контрактам.
Наконец, стоит отметить, что Азербайджан в последнее время сам испытывает проблемы с добычей газа. За исключением месторождения «Шах Дениз» их добыча падает. Поэтому чтобы сверстать газовый баланс и исполнять экспортные контракты Баку пришлось с ноября 2017 года начать закупать газ у… все того же «Газпрома». Эти поставки возрастают от квартала к кварталу, и неизвестно, как будут обстоять дела дальше. Поэтому получается, что газ, который пойдет по Трансадриатическому газопроводу, как ни парадоксально, тоже отчасти будет российским.