Материал комментируют:
Давид Капианидзе
Вывод денег из России значительно ускорился с начала 2018 года, констатируют аналитики Центробанка. Только за первый квартал в офшоры был спрятан почти 1 триллион рублей — это 4% национального ВВП. Если бы вернуть эти деньги обратно в Россию, вполне хватило бы на выплату пенсий, денег на которые нет, плачутся чиновники.
Киприоты живут на российские деньги
Центробанк России опубликовал отчет о выводе средств из страны за первый квартал 2018 года. За это время за рубеж из России было выведено (в форме инвестиций, покупки долговых инструментов и т. д.) почти $ 17 млрд. Причем вывод капитала значительно ускорился — за последний квартал 2017 года эта сумма составила «всего» $ 10,7 миллиарда.
По подсчетам Finanz, вывезенная сумма эквивалентна 4,3% российского ВВП за первый квартал 2018 года. Она же равна половине всех нефтегазовых доходов федерального бюджета и почти в полтора раза превышает расходы Федерации на выплату пенсий (они составили 690 млрд. рублей).
Самые популярные направления для вывода средств — это, разумеется, офшоры. В частности, на Багамские острова «утекло» всего за три месяца $ 1,8 миллиарда (притом, что в конце 2017 года эта цифра была отрицательной — то есть средства с багамских счетов выводили).
В Швейцарию за квартал «утекло» более $ 120 миллионов, в Сингапур — $ 170 миллионов, в Лихтенштейн — $ 450 миллионов, на Каймановы острова — более $ 0,6 миллиарда, на Бермудские острова — около $ 0,5 миллиарда, в Гонконг — без малого $ 1 миллиард, в Голландию — порядка $ 1,1 миллиарда, в Ирландию — $ 1,5 миллиарда, а на Виргинские острова — $ 1,9 миллиарда.
Но абсолютными рекордсменами стал Кипр, экономика которого всего за три месяца «пополнилась» благодаря сверхбогатым россиянам на $ 7 миллиардов (за предыдущий квартал — на $ 5,3 миллиарда).
По статистике Центробанка, было и несколько территорий, откуда россияне активно выводили свои сбережения. Это, в частности, Франция (минус $ 70 миллионов), Польша (минус $ 80 миллионов за квартал), Турция и Германия (минус $ 350 миллионов каждая).
Британских санкций испугались, а американских — нет
Абсолютным лидером по оттоку российского капитала стала, конечно, Великобритания — минус $ 390 миллионов за квартал (в конце 2017 года сюда, напротив, инвестировали почти $ 0,6 миллиарда).
«Лидерство» Британии в этом списке вполне очевидно: еще в марте, после попытки отравления Сергея Скрипаля, британские власти значительно ужесточили финансовое законодательство. Отныне здесь обязаны раскрывать имена истинных владельцев всех офшорных компаний и купленной недвижимости.
Также британское уголовное законодательство пополнилось новой статьей, которая разрешает финансовой разведке «замораживать» и изымать любую недвижимость, счета и иное имущество «подозрительного происхождения».
Министр внутренних дел Амбер Радд заявил, что Национальная криминальная полиция начала проверку «сомнительных» инвестиционных виз Tier 1 Investor visa, выданных иностранцам с 2008 года (это одна из самых дорогих «золотых виз» на планете: для ее получения человек должен инвестировать в британскую экономику ?2 миллиона).
Кстати, только в прошлом году правительство Великобритании выпустило 355 таких виз, что в полтора раза больше, чем годом ранее! Не потому ли после громкого заявления Радда (спровоцировавшего, как видим, отток российских денег из Великобритании), никаких заметных действий не последовало.
А вот куда российские олигархи стали выводить деньги, «изъятые» ими из Великобритании. Ответ тоже есть в отчете Центробанка — в США: за квартал приток российских средств в Америку составил почти $ 390 миллионов (столько же, сколько вывели с Туманного Альбиона).
И это невзирая на всю антироссийскую риторику и санкции (в последнем квартале 2017 года россияне вывели из США $ 390 миллионов). Американцы, в отличие от британцев, несмотря на жесткую антироссийскую риторику, не стали ограничивать приток денег в свою экономику. Покупайте, мол, недвижимость, землю и даже бизнес… Деньги ведь не пахнут.
Что лучше: офшоры или «налог на роскошь»?
Скорее всего, по итогам второго квартала 2018 года отток капитала из России только ускорится — отчет Центробанка будет позже. То есть официальная статистика заметно отстает от реальной ситуации.
Однако эту ситуацию прекрасно видят и оценивают в Кремле. Возможно поэтому и не спешат вводить «налог на роскошь» или прогрессивную налоговую шкалу, что приведет к еще более резкому оттоку капитала из страны, считает руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Давид Капианидзе.
— Введение в России прогрессивной налоговой шкалы, при которой ставка налога будет зависеть от уровня доходов граждан, обсуждается очень давно. Но вряд ли в обозримом будущем власти перейдут к такой системе, так как слишком много возможных негативных последствий, — считает Капианидзе. — Во-первых, прогрессивная шкала будет означать, что богатые регионы станут еще богаче, а бедные — еще беднее (НДФЛ поступает в региональные и местные бюджеты). А это может привести к напряжению между регионами, что негативно скажется на стране в целом.
«СП»: — Кремль, обсуждая инициативу повышения налогов на богатых, отмечает, что это якобы приведет к еще большему оттоку капитала и сокрытию доходов. Но вот в Европе ставки налогов еще выше, чем в России, и ничего — даже олигархи платят.
— Сейчас сокрытие, конечно, тоже есть, но не в таком объеме — введение же огромных налогов на высокие доходы приведет к тому, что их начнут скрывать массово. А вот сравнивать Россию и, например, Европу по уровню налогообложения все-таки очень сложно — там совсем другой уровень фискального контроля!
Конечно, и там есть случаи сокрытия доходов, но все же это явление не носит массовый характер, а в России, как всем хорошо известно, многие не отчисляют в бюджет даже установленные 13%.
Пенсионная система: Володин считает, что предложения Путина сделают пенсионную реформу справедливой