Страны Балтии готовятся выйти из электрокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва), сохранившегося еще со времен СССР, чисто по политическим причинам — чтобы не зависеть от «российского» электричества. И это уже сейчас больно бьет по карману потребителей. В августе цена на электроэнергию в Литве поставила рекорд последних лет, сообщает агентство BNS. В чем же дело?
Еще до выхода из системы БРЭЛЛ, до строительства новых подстанций и линий электропередач, связывающих страны Балтии с Западом через Польшу, Литва, являющаяся инициатором скорейшего разрыва электросвязей с Россией, проложила подводный кабель NordBalt по дну Балтийского моря, соединяющий местные ЛЭП со Швецией. А это не просто толстенный провод, а сложная система соединений, и она часто выходит из строя.
Если бы ее портили подводные диверсанты из России или грушники-«новички» Петров-Боширов, то Вильнюс давно мстительно бы разоблачил козни Кремля. Впрочем, эти козни тут разоблачают и без самих козней, но раз нет электроизобличений, значит, все дело лишь в сложности электрокабеля, в технологиях.
Вот поставщик электроэнергии Energijos tiekimas и сообщил: причина подорожания электроэнергии в Литве четвертый месяц подряд, в том числе в очередном ремонте кабеля NordBalt. В результате, отмечает поставщик, цена на электроэнергию по сравнению с июлем выросла на 8% до 53,21 евро за мегаватт-час. Ремонт кабеля NordBalt закончится лишь 28 октября.
Но видимо, дело не только в нем. Вот данные: с августа 2017 года до августа 2018-го средняя цена на электроэнергию в Литве выросла… на 58%. Ну не все же время его ремонтируют! Что за манипуляции происходят с электропоставками в Литве, да и не только? Выяснилось, что средняя цена электричества в Литве-Латвии в последние дни подскочила аж до 63,7 евро за мегаватт-час, и она — самая высокая в регионе.
Объяснение грамотное. «Разница в цене была обусловлена изменением структуры потоков — снижением импорта из третьих стран и повышением импорта из Латвии, а также изменением местной выработки — сохранением невысокой выработки ветряными электростанциями (в среднем 930 мегаватт-часов в день) и снижением выработки на более дешевых гидроэлектростанциях», — сообщил оператор электропередающей системы Литвы Litgrid.
Если по-простому, то вместо того, чтобы постоянно черпать электричество из системы БРЭЛЛ, ее используют только в экстренных случаях, а электроэнергию поставляют так называемые независимые поставщики по рыночным ценам. Старший экономист банка SEB Тадас Повилаускас прогнозирует: в следующем году электроэнергия в регионе обязательно подорожает еще на несколько процентов. «Согласно действующим законам потребителям придется компенсировать более высокие, чем планировалось в этот году, затраты компании ESO („Energijos skirstymo operatorius“ — „Оператор распределения энергии“. — „СП“) на приобретение электроэнергии», — объясняет он.
Цены на электроэнергию в регионе, и больше всего в самой Литве, стали расти после ликвидации главного производителя электричества в республике — Игналинской АЭС, остановленной на стыке 2009?2010 г. г. по требованию Еврокомиссии. Станция, построенная специалистами СССР, производила дешевое электричество, но вот только после распада Союза мешала сформировать в Литве свободный рынок электроэнергии. Зачем он, если собственная атомная электростанция производит дешевый ток? Избавились от советской АЭС — получили рынок.
Дальнейшие манипуляции вели только к росту цен. Кстати, нынче Вильнюс, в отличие от других стран ЕС, заранее отказывается от относительно дешевой электроэнергии Белорусской АЭС, которая вступит в строй в следующем году — по причине якобы опасности этой станции. Парламент Литвы даже принял закон, запрещающий покупать электричество Белорусской АЭС, и уговаривает поступить так же страны ЕС, но даже Латвия отказывается следовать примеру Вильнюса. Правда, бывший министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас то ли рассуждает прагматично, то ли иронизирует: «Заявления о том, что не купим электричество с Островецкой АЭС (так в Литве называют Белорусскую АЭС из-за ее строительства в городе Островце. — „СП“), необоснованные, поскольку то электричество будет продавать не Островец. Он продаст электричество какому-то посреднику, который приобретет часть из Островца, часть — из Красноярска, а часть — еще откуда-нибудь. Электроны никто не отличит и не будет никакого основания не покупать электроэнергию, продаваемую этим посредником».
Но вот когда Литва и ее балтийские соседки выйдут из системы БРЭЛЛ, то Вильнюс сможет избавиться от «неправильных электронов» из Белоруссии и из России. Однако это приведет к еще большему подорожанию электроэнергии. На днях регуляторы стран Балтии подписали соглашение о распределении затрат при выходе из БРЭЛЛ и синхронизации сетей с западными. Это дорого. Покрывать затраты будут литовский оператор Litgrid, латвийский AST и эстонский Elering. Звучит красиво — «покрывать затраты», но на самом деле покрывать их будут потребители, ну и каких-то деньжат подбросит Еврокомиссия. На первом этапе надобятся инвестиции в размере 432,55 млн евро.
Процесс выхода из БРЭЛЛ и синхронизации сетей с Западом долгий. Множество электрообъектов, процедуры… По оценке оператора Litgrid, проект синхронизации прибалтийских электросетей с Западом обойдется в сумму около 1 млрд евро.
Как говорится, флаг в руки! Это дело властей стран Балтии. Жаль только, что оно чисто политическое.
Но вот вопрос: а зачем? Где, когда система БРЭЛЛ давала сбои, зачем отказываться от наработанного опыта, который не ведет к дополнительным расходам?
Здравый смысл подсказывает: такие действия можно объяснить лишь подготовкой к большому конфликту с поставщиком относительно дешевой электроэнергии. К такому конфликту, что поставщик действительно взял бы и отключился от системы.
К войне, что ли?
Постсоветское пространство: Премьер-министр Эстонии отказался от дополнительной проверки русскоговорящих граждан
Новости Прибалтики: Прибалтийские сестрицы: Мы спасли СССР от голодной смерти