Удар трубой: Израиль отомстил России за сирийские С-300, бабахнув по «Газпрому» - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Удар трубой: Израиль отомстил России за сирийские С-300, бабахнув по «Газпрому» - «Экономика» 16:00 Суббота 0 548
1-12-2018, 16:00

Удар трубой: Израиль отомстил России за сирийские С-300, бабахнув по «Газпрому» - «Экономика»



Материал комментируют:
Удар трубой: Израиль отомстил России за сирийские С-300, бабахнув по «Газпрому» - «Экономика»

Алексей Гривач

Израиль до конца 2025 года построит собственный «Северный поток-2». Соглашение с Грецией, Кипром и Италией о строительстве магистрального газопровода в Европу должно быть подписано уже к февралю 2019 года. Об этом 25 ноября заявил министр энергетики Израиля Юваль Штайниц.

«Запасов месторождений газа Тамар и Левиафан на побережье Средиземного моря достаточно как для обеспечения потребностей внутреннего рынка, так и для экспорта. На протяжении десятилетий мы жаловались на арабское влияние в Европе благодаря нефти и газу. Экспорт газа в Европу смягчит это влияние и станет противовесом», — рассказал Штайниц в интервью Hadashot TV.

Новый газопровод EastMed мощностью 20 млрд. кубометров газа в год и длиной 2100 километров обойдется примерно в € 7 млрд. Труба пройдет по дну Средиземного моря на глубине до 3000 метров от месторождений Израиля до Кипра, а оттуда — до Крита и через материковую часть Греции до Италии.

По словам Штайница, прокладка займет 4?5 лет. По согласию всех четырех участников проекта к нему смогут присоединиться и другие страны. Евросоюз уже выделил на технико-экономическое обоснование и планирование € 70 млн.

Заметим, израильский премьер Биньямин Нетаньяху еще в 2013 году заявлял, что Израиль намерен поставлять на мировой рынок 40% природного газа из вводимых в эксплуатацию месторождений на шельфе Средиземного моря. Речь шла как раз о Тамар (запасы газа 304,8 млрд. м3) и Левиафане (453 млрд. м3) — крупнейшем шельфовом месторождении в регионе, открытом в 2010 году.


Читайте также

Жизнь под санкциями: В Иране бензин стоит 5 рублей, в России — 45
Москве надо учиться у Тегерана умению развивать экономику в режиме «осажденной крепости»

Однако в 2014-м разработка Левиафана оказалась под вопросом из-за действий антимонопольного ведомства Израиля. Только в 2016-м препятствия были сняты, и проект получил реальную перспективу. В итоге в декабре 2017 года в Никосии, в присутствии комиссара ЕС по вопросам энергетики Мигеля Ариаса Каньете, представители сторон — министры энергетики Израиля, Кипра и Греции, а также посол Италии на Кипре — подписали меморандум о взаимопонимании по строительству газовой магистрали в Европу.

Сейчас проект обрел уже конкретные очертания. И это порождает ряд вопросов.

Штайниц в интервью утверждает, что новый проект призван снизить влияние на Европу исключительно арабских стран. На деле, израильская «труба» станет прямым конкурентом «Северному потоку-2» (мощность 55 млрд. м3 газа в год). Об этом откровенно высказался министр энергетики США Эрнест Мониз. «Израильский газ поспособствует диверсификации поставок в Европу, и тем самым поможет снизить зависимость европейского энергетического рынка от России», — отметил он.

Примечателен и другой момент. Израильский проект, который с 2016 года продвигался ни шатко ни валко, сделал рывок после того, как Россия поставила Сирии зенитно-ракетные системы С-300 — в ответ на воздушную атаку Израиля 17 сентября, в ходе которой был непреднамеренно сбит российский самолет-разведчик Ил-20М.

Между тем, Израиль всегда был категорическим против размещения С-300 в Сирии. По словам экс-начальника генштаба израильской армии Шауля Мофаза, имея продвинутую ПВО, сирийцы могут подбить любой самолет, взлетающий из аэропорта Бен-Гурион. «Речь идет об оружии, нарушающем баланс сил, ставящем Израиль в сложное положение», — утверждал Мофаз.

Словом, разворачивая С-300 в Сирии, мы пошли на серьезное обострение с Израилем. И вот Тель-Авив ответил — форсировал проект, который, возможно, прежде придерживал из-за негласных договоренностей с Москвой. Как сильно это бьет по интересам России?

— Заявление Штайница больше похоже на политическую декларацию, — отмечает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — На практике, ситуация практически не изменилась с момента подписания меморандума, и даже с момента возникновения самой идеи строительства израильского газопровода в Европу.

Да, у Израиля имеются запасы газа на шельфе. Но этих запасов не хватит на все меморандумы, которые заключил Тель-Авив. Особенно если учесть, что в самом Израиле до сих пор идет дискуссия: организовывать ли экспорт газа, или же продлить срок обеспечения страны собственными ресурсами? Это ведь тоже вопрос не праздный, и он до конца не решен.


Читайте также

G-20: Порошенко просит Трампа «врезать» Путину
В чем отличие украинского президента от сербского студента Гаврило Принципа

Естественно, израильтяне — как деловые люди — продолжают вести переговоры со всеми контрагентами. У них есть, напомню, предварительные соглашения о поставках в Египет, чтобы экспортировать СПГ через имеющиеся терминалы. Кроме того, есть поставки газа в Иорданию по трубопроводу. Но, повторюсь, имеющихся у Израиля ресурсов с большой вероятностью не хватит, чтобы загрузить все эти проекты.

«СП»: — Израильтяне заявляют, что мощность EastMed составит до 20 млрд. кубометров газа в год. Это значительный объем для рынка?

— Объем немалый. Но чтобы обеспечить 20 млрд. кубометров поставок, запасов одного месторождения Левиафан не хватит. Можно, конечно, делать ставку на то, что к моменту завершения строительства на израильском шельфе будут открыты новые газовые месторождения. Но по уму, так большие проекты не делаются. Сначала все-таки должна быть ресурсная база, и лишь затем расчеты и инвестиции.

Замечу, что при чуть меньшей мощности газопровода — 14?16 млрд. кубометров в год — окупаемость этого проекта будет находиться под большим вопросом. Именно поэтому принятие инвестиционных решений по EastMed не сдвигается с мертвой точки.

«СП»: — Израиль заявляет о намерении построить газопровод к 2025 году. Возможно ли, что ситуация на газовом рынке к тому времени изменится, и израильский проект будет востребован?

— Никто точно не знает, какой будет ситуация на рынке после 2025 года. Это зависит от множества факторов.

Вот только некоторые их них. Будет ли к 2025 году достаточная добыча и экспорт газа в Алжире? Развернется ли Южный газовый коридор или нет? Будет ли политика сдерживания газа в энергетическом балансе Европы, или, наоборот, ставка на него — как на наиболее чистый ископаемый ресурс?

На все эти вопросы нужно дать ответы. И только после этого можно сказать: будет ли израильский газ востребован, пойдет ли на европейским рынок, и сможет ли там конкурировать с российским газом?

Напомню, проектов поставок газа в Европу было много, и некоторые из них даже реализуются. Так, в ЕС построены терминалы по приему СПГ мощностью свыше 200 млрд. кубометров в год. Но эти терминалы не востребованы, потому что не могут конкурировать с российским газом.

Да, европейцам хотелось бы заместить часть голубого топлива из РФ поставками из других источников, и они об этом прямо заявляли. Но поставки при этом растут только из России.

«СП»: — Насколько EastMed ударит по интересам «Газпрома», если все-таки будет реализован?

— Возможно, на европейском газовом рынке возникнет более жесткая конкуренция. Но не исключен и другой вариант: израильский газопровод станет аргументом в пользу того, чтобы увеличить долю газа в европейском энергобалансе. И тогда спрос в ЕС на голубое топливо, напротив, будет расти.


Читайте также

Керченская провокация: Россия сама подставляется перед Западом
Пол Робертс о наивной вере Москвы в верховенство права в Вашингтоне

К слову сказать, израильский трубопроводный газ будет в Европе не самым дешевым — это совершенно точно. Даже в самом Израиле газ продается достаточно дорого. Так что если добавить транспортировку и желание подзаработать, мы получим цену газа под $ 400 за тысячу кубов, чего в ЕС уже давно не было. Для европейских потребителей комфортной была и остается цена $ 250 за тысячу кубов, а при таком ценнике европейский рынок просто не является привлекательным для израильских поставщиков.

«СП»: — Почему же Штайниц представляет дело так, будто вопрос строительства EastMed окончательно решен?

— Потому что он делает политический вброс. Тель-Авив, я считаю, таким способом пытается повлиять и на Москву, и на Анкару.

Израиль пытается показать России, что он — серьезная сила, с которой надо считаться и договариваться. Возможно, израильтяне демонстрируют США — своему ключевому партнеру — готовность обеспечить диверсификацию поставок в юго-восточной Европе, что политически важно для Вашингтона для наращивания давления на Москву.

Игра Тель-Авива может быть также направлена и на Анкару. Турция рассчитывает на часть израильских ресурсов, и на транзит израильского газа через свою территорию на Кипре. Израиль, понимая это, может пытаться давить на Турцию с тем, чтобы она заняла более жесткую позицию в отношении России.

Но в реальности за этими геополитическими играми мало что стоит. Они, я считаю, создают возможности для сиюминутных торгов, но фундаментально ситуацию не меняют.

Новости экономики: Стало известно, через какие страны пойдет «Турецкий поток»

Нефть и газ: Украина готова стать Техасом всея Европы


Материал комментируют: Алексей Гривач Израиль до конца 2025 года построит собственный «Северный поток-2». Соглашение с Грецией, Кипром и Италией о строительстве магистрального газопровода в Европу должно быть подписано уже к февралю 2019 года. Об этом 25 ноября заявил министр энергетики Израиля Юваль Штайниц. «Запасов месторождений газа Тамар и Левиафан на побережье Средиземного моря достаточно как для обеспечения потребностей внутреннего рынка, так и для экспорта. На протяжении десятилетий мы жаловались на арабское влияние в Европе благодаря нефти и газу. Экспорт газа в Европу смягчит это влияние и станет противовесом», — рассказал Штайниц в интервью Hadashot TV. Новый газопровод EastMed мощностью 20 млрд. кубометров газа в год и длиной 2100 километров обойдется примерно в € 7 млрд. Труба пройдет по дну Средиземного моря на глубине до 3000 метров от месторождений Израиля до Кипра, а оттуда — до Крита и через материковую часть Греции до Италии. По словам Штайница, прокладка займет 4?5 лет. По согласию всех четырех участников проекта к нему смогут присоединиться и другие страны. Евросоюз уже выделил на технико-экономическое обоснование и планирование € 70 млн. Заметим, израильский премьер Биньямин Нетаньяху еще в 2013 году заявлял, что Израиль намерен поставлять на мировой рынок 40% природного газа из вводимых в эксплуатацию месторождений на шельфе Средиземного моря. Речь шла как раз о Тамар (запасы газа 304,8 млрд. м3) и Левиафане (453 млрд. м3) — крупнейшем шельфовом месторождении в регионе, открытом в 2010 году. Читайте также Жизнь под санкциями: В Иране бензин стоит 5 рублей, в России — 45 Москве надо учиться у Тегерана умению развивать экономику в режиме «осажденной крепости» Однако в 2014-м разработка Левиафана оказалась под вопросом из-за действий антимонопольного ведомства Израиля. Только в 2016-м препятствия были сняты, и проект получил реальную перспективу. В итоге в декабре 2017 года в Никосии, в присутствии комиссара ЕС по вопросам энергетики Мигеля Ариаса Каньете, представители сторон — министры энергетики Израиля, Кипра и Греции, а также посол Италии на Кипре — подписали меморандум о взаимопонимании по строительству газовой магистрали в Европу. Сейчас проект обрел уже конкретные очертания. И это порождает ряд вопросов. Штайниц в интервью утверждает, что новый проект призван снизить влияние на Европу исключительно арабских стран. На деле, израильская «труба» станет прямым конкурентом «Северному потоку-2» (мощность 55 млрд. м3 газа в год). Об этом откровенно высказался министр энергетики США Эрнест Мониз. «Израильский газ поспособствует диверсификации поставок в Европу, и тем самым поможет снизить зависимость европейского энергетического рынка от России», — отметил он. Примечателен и другой момент. Израильский проект, который с 2016 года продвигался ни шатко ни валко, сделал рывок после того, как Россия поставила Сирии зенитно-ракетные системы С-300 — в ответ на воздушную атаку Израиля 17 сентября, в ходе которой был непреднамеренно сбит российский самолет-разведчик Ил-20М. Между тем, Израиль всегда был категорическим против размещения С-300 в Сирии. По словам экс-начальника генштаба израильской армии Шауля Мофаза, имея продвинутую ПВО, сирийцы могут подбить любой самолет, взлетающий из аэропорта Бен-Гурион. «Речь идет об оружии, нарушающем баланс сил, ставящем Израиль в сложное положение», — утверждал Мофаз. Словом, разворачивая С-300 в Сирии, мы пошли на серьезное обострение с Израилем. И вот Тель-Авив ответил — форсировал проект, который, возможно, прежде придерживал из-за негласных договоренностей с Москвой. Как сильно это бьет по интересам России? — Заявление Штайница больше похоже на политическую декларацию, — отмечает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — На практике, ситуация практически не изменилась с момента подписания меморандума, и даже с момента возникновения самой идеи строительства израильского газопровода в Европу. Да, у Израиля имеются запасы газа на шельфе. Но этих запасов не хватит на все меморандумы, которые заключил Тель-Авив. Особенно если учесть, что в самом Израиле до сих пор идет дискуссия: организовывать ли экспорт газа, или же продлить срок обеспечения страны собственными ресурсами? Это ведь тоже вопрос не праздный, и он до конца не решен. Читайте также G-20: Порошенко просит Трампа «врезать» Путину В чем отличие украинского президента от сербского студента Гаврило Принципа Естественно, израильтяне — как деловые люди — продолжают вести переговоры со всеми контрагентами. У них есть, напомню, предварительные соглашения о поставках в Египет, чтобы экспортировать СПГ через имеющиеся терминалы. Кроме того, есть поставки газа в Иорданию по трубопроводу. Но, повторюсь, имеющихся у Израиля ресурсов с большой вероятностью не хватит, чтобы загрузить все эти проекты. «СП»: — Израильтяне заявляют, что мощность EastMed составит до 20 млрд. кубометров газа в год. Это значительный объем для рынка? — Объем немалый. Но чтобы обеспечить 20 млрд. кубометров поставок, запасов одного месторождения Левиафан не хватит. Можно, конечно, делать ставку на то, что к моменту завершения строительства на израильском шельфе будут открыты новые газовые месторождения. Но по уму, так большие проекты не делаются. Сначала все-таки должна быть ресурсная база, и лишь затем расчеты и инвестиции. Замечу, что при чуть меньшей мощности газопровода — 14?16 млрд. кубометров в год — окупаемость этого проекта будет находиться под большим вопросом. Именно поэтому принятие инвестиционных решений по EastMed не сдвигается с мертвой точки. «СП»: — Израиль заявляет о намерении построить газопровод к 2025 году. Возможно ли, что ситуация на газовом рынке к тому времени изменится, и израильский проект будет востребован? — Никто точно не знает, какой будет ситуация на рынке после 2025 года. Это зависит от множества факторов. Вот только некоторые их них. Будет ли к 2025 году достаточная добыча и экспорт газа в Алжире? Развернется ли Южный газовый коридор или нет? Будет ли политика сдерживания газа в энергетическом балансе Европы, или, наоборот, ставка на него — как на наиболее чистый ископаемый ресурс? На все эти вопросы нужно дать ответы. И только после этого можно сказать: будет ли израильский газ востребован, пойдет ли на европейским рынок, и сможет ли там конкурировать с российским газом? Напомню, проектов поставок газа в Европу было много, и некоторые из них даже реализуются. Так, в ЕС построены терминалы по приему СПГ мощностью свыше 200 млрд. кубометров в год. Но эти терминалы не востребованы, потому что не могут конкурировать с российским газом. Да, европейцам хотелось бы заместить часть голубого топлива из РФ поставками из других источников, и они об этом прямо заявляли. Но поставки при этом растут только из России. «СП»: — Насколько EastMed ударит по интересам «Газпрома», если все-таки будет реализован? — Возможно, на европейском газовом рынке возникнет более жесткая конкуренция. Но не исключен и другой вариант: израильский газопровод станет аргументом в пользу того, чтобы увеличить долю газа в европейском энергобалансе. И тогда спрос в ЕС на голубое топливо, напротив, будет расти. Читайте также Керченская провокация: Россия сама подставляется перед Западом Пол Робертс о наивной вере Москвы в верховенство права в Вашингтоне К слову сказать, израильский трубопроводный газ будет в Европе не самым дешевым — это совершенно точно. Даже в самом Израиле газ продается достаточно дорого. Так что если добавить транспортировку и желание подзаработать, мы получим цену газа под $ 400 за тысячу кубов, чего в ЕС уже давно не было. Для европейских потребителей комфортной была и остается цена $ 250 за тысячу кубов, а при таком ценнике европейский рынок просто не является привлекательным для израильских поставщиков. «СП»: — Почему же Штайниц представляет дело так, будто вопрос строительства EastMed окончательно решен? — Потому что он делает политический вброс. Тель-Авив, я считаю, таким способом пытается повлиять и на Москву, и на Анкару. Израиль пытается показать России, что он — серьезная сила, с которой надо считаться и договариваться. Возможно, израильтяне демонстрируют США — своему ключевому партнеру — готовность обеспечить диверсификацию поставок в юго-восточной Европе, что политически важно для Вашингтона для наращивания давления на Москву. Игра Тель-Авива может быть также направлена и на Анкару. Турция рассчитывает на часть израильских ресурсов, и на транзит израильского газа через свою территорию на Кипре. Израиль, понимая это, может пытаться давить на Турцию с тем, чтобы она заняла более жесткую позицию в отношении России. Но в реальности за этими геополитическими играми мало что стоит. Они, я считаю, создают возможности для сиюминутных торгов, но фундаментально ситуацию не меняют. Новости экономики: Стало известно, через какие страны пойдет «Турецкий поток» Нефть и газ: Украина готова стать Техасом всея Европы
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 938 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl