Материал комментируют:
Игорь Юшков
Индийская фирма Reliance Industries может отказаться от поставок российской нефти на танкерах судоходной компании «Совкомфлот» после того, как против этого перевозчика ввели американских санкции. Подобное решение крупнейшего покупателя нашей Urals усугубит экспортные проблемы РФ, появившиеся, когда в США сформулировали свое отношение к 14 танкерам. Индийская компания вроде бы уже попросила, чтобы новые поставки не осуществлялись «засвеченными» судами.
Кстати, сами Штаты от русской нефти не отказываются.
Тем не менее, усиление контроля Вашингтона над сделками с РФ грозит в перспективе снизить импорт российской нефти в Индию — выражает надежду агентство Reuters, подкрепляя ее ссылкой на некие источники, знакомые с ситуацией, но пожелавшие остаться анонимными.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков советует не торопиться с окончательными выводами, а подождать и при этом последить за реальными передвижениями танкеров:
— Ведь не совсем понятно: если это произошло еще феврале, и все было нормально, то почему теперь Индия отказывается от танкеров? Мне кажется, что она сама может поставить на паузу прямой контакт с «Совкомфлотом» и дожидаться разъяснений: что можно делать с танкерами этой организации, а чего нельзя.
Обычно американские регуляторы такие разъяснения выпускают по прошествии определенного времени после принятия санкций. Более того, за консультациями к регулятору могут обратиться те же индийские компании и вообще все.
«СП»: 23 февраля опубликован новый санкционный пакет США, в который вошли шесть публичных компаний, включая «Совкомфлот».
— Вообще-то Индия не особо контактирует с самим «Совкомфлотом». Собственниками нефти индийские компании становятся только после отгрузки в порту. В статье же написано, что «нефтепереработчики не хотят контактировать». Но вообще-то они к перевозчику никаким боком не относятся.
Пока нефть в танкере, ею владеет трейдер и он платит перевозчику, а не индийские компании. Индия как раз и характерна тем, что с ней договорились о смене собственника товара после отгрузки в порту. Как правило, даже между портом и судовладельцем взаиморасчетов не происходит. И санкции направлены не на нефть, а на суда. А говорится про нефть.
«СП»: Что ж, давайте дождемся разъяснений: на сколько и кому конкретно запрещены контакты с «Совкомфлотом» насчет нефти. Интересно, а почему ничего не пишут про российский СПГ?
— Напомню, что именно «Совкомфлоту» принадлежит крупнейший газовоз «Кристоф де Маржери». Он-то ходит в Европу, и никто там не отказывается его принимать. Почему-то в нефти проблема обнаружилась, а в перевозке сжиженного газа — нет.
Супертанкеры в основном эксплуатируются на Западе, у «Совкомфлота» своих таких не было. Сейчас лучше возить на дальние расстояния нефть и газ большими танкерами. У «Совкомфлота» же имелись небольшие «челноки»: загрузился в порту, вышел в море и там перегрузился. Доставку в Индию как раз осуществляли большие суда теневого флота.
«СП»: Если суда «Совкомфлот» квалифицируют как токсичные, то что будет?
— Они, скорее всего, просто перейдут на работу в Китай, где по большей части и задействованы. До Индии они вообще редко доходили.
Либо «Совкомфлот» продаст свои суда каким-то третьим компаниям. Но в основном этот перевозчик с 2022 года специализируется на том, что забирает российскую нефть из отечественного порта и, вывезя ее в море, перегружает с борта на борт. Ведь все российские компании на Дальнем Востоке, с точки зрения страховых компаний, получили статус чуть ли не ходящих в зоне боевых действий. Даже судам теневого флота стало дорого заходить в российский порт под погрузку.
«СП»: Может, американское агентство просто занимается пропагандой?
— И Bloomberg, и Reuters неоднократно попадались на том, что занимаются откровенной пропагандой. То пишут про нашу страну, что «Россия не может продать свою нефть, индийский рынок закрывается», то про Китай, что «его экономика — это мыльный пузырь, который вот-вот лопнет».
Смотрите также
Станислав Тарасов: Мир в Закавказье — относительный
Горячие территориальные споры между Арменией и Азербайджаном подливают масла в огонь
А между тем экономика КНР показывает рост. Китай по-прежнему локомотив мирового развития.
Эти агентства кое-где дают объективную информацию, но интерпретируют ее по-своему. Однако чаще все подтасовывается. И на этот раз пишут среди прочего про нефть марки «Сокол», что ее в Индии «никто не берет, ее некуда девать».
Тем не мнее, Китай спокойно взял эту нефть, для него она и предназначалась. А Индия брала «Юралс», как и Япония с Южной Кореей. А с «Соколом» у Индии не было проблем, потому что этот сорт целиком ушел в Китай. Так что Reuters опять передергивает, давая интерпретацию, выгодную западным странам.
Танкеры «Совкомфлота» и так не ходили в Индию, Reuters пишет об этом как о победе: «от них отказываются из-за санкций!» Теперь, мол, русским «придется искать другие танкеры». Но ведь на этих «других» как раз в Индию нашу нефть доставляют — чем дальше расстояние, тем крупнее танкер. Он идет до Индии с очень большим плечом из Приморска на Балтике или Новороссийска, напоминает эксперт…
Бойкот российской нефти может обернуться огромными убытками для самой Индии. Импорт дешевого сырья из РФ давал прибыль и рост экономике страны. Если же Индия понадеется на закупки американского сырья, то цены на него скоро станут непосильными для ее огромной, но хрупкой экономики.
Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях, — в теме «Свободной Прессы».