В России с лета следующего года может быть запущена новая система учета электроэнергии, так называемый smart metering. Этим Министерство энергетики хочет убить сразу трех зайцев: снизить потери электричества, свести к минимуму несанкционированные подключения к сетям и адресно воздействовать на неплательщиков, дистанционно отключая последних от сети. Для этого потребуется оснастить все домохозяйства в России новыми приборами учета электроэнергии, при этом работы по модернизации или установке старых (читай — любых других) приборов учета могут запретить.
Стоимость нового «умного» счетчика — около 30 тысяч рублей. При этом утверждается, что потребители тратить свои деньги на переустановку приборов не будут. Но действительно ли Минэнерго сможет обойтись при замене приборов учета без средств рядовых потребителей? Из каких же источников в таком случае могут поступать деньги на этот проект, и насколько эти источники реальны?
— Этот вопрос, — говорит председатель Совета НП «ЖКХ Контроль Московской области» Олег Иванов, — остается открытым. На мой взгляд, энергетические предприятия вряд ли будут активно внедрять системы интеллектуальных средств измерения за свой счет. Такие мероприятия потребуют колоссальных финансовых затрат. Представители Минэнерго заявляют о полном финансировании проекта за счет средств инвесторов и внетарифных вложений, при этом не раскрывая сути своего предложения. Думаю, реализация такой программы будет возможно при участи государственных фондов, в рамках концессионных соглашений, когда инвестор имеет возможность получать часть прибыли предприятия-поставщика в течение определенного периода. Однако это актуально в рамках государственно-частного партнерства. Как будет реализованы подобные мероприятия в энергетических предприятиях, где владельцами являются частные лица, — вопрос дискуссионный.
«СП»: — Но, предположим, инвесторы все же нашлись. Что они могут потребовать взамен для компенсации понесенных затрат?
— Установка интеллектуальных приборов учета, — отмечает Директор департамента по связям с органами власти Ассоциации «Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций» (НП ТСО) Наталья Готова, — это деятельность, которая сама по себе доходной не является. Она может быть выгодной только для электросетевых организаций, так как у них сокращается объем бездоговорного и безучетного потребления, и, следовательно, снижаются коммерческие потери.
Как нам кажется, сейчас главное — с минимальной нагрузкой на тариф потребителя сделать энергопотребление прозрачным, и сократить объемы воровства и искажения показаний приборов учета. Поэтому считаем, что только за ТСО должна быть закреплена обязанность по развертыванию и содержанию интеллектуальных систем учета в пределах границ своих сетей, которые в рамках своих мероприятий привлекают лучшие независимые инжиниринговые компании.
«СП»: — А если выяснится, что без привлечения средств конечных потребителей не обойтись, то полностью или частично будет возложена на них оплата процедур по замене счетчика? И насколько вообще высока вероятность такого развития событий?
— Вероятность этого, — полагает Олег Иванов, — очень высока. Думаю, в конечном итоге такие мероприятия будут либо учтены в тарифе, либо исполнены за счет средств населения. Как показывает практика, частные инвестиции идут в сферу ЖКХ крайне вяло. Федеральная власть не осознает необходимость комплексного государственного контроля и финансирования этой сферы, а без этого невозможно модернизировать инфраструктуру отрасли энергетики и ЖКХ, что показывает и европейский опыт.
«СП»: — В чем же конкретно будет заключаться выгода Минэнерго от замены счетчиков на аппараты с дистанционным управлением, кроме возможности удаленно отключать квартиры от сетей? Каким образом эти новые счетчики смогут предотвратить несанкционированные подключения к сетям?
— Минэнерго, — подчеркивает Олег Иванов, — при внедрении таких технологий в первую очередь преследует цели введения энергоэффективности и контроля. Технологии интеллектуальных средств измерения позволяют фактически в режиме онлайн вести мониторинг сетей, количество потребления и качество предоставляемых ресурсов, размеров технических потерь и несанкционированных подключений. К положительным свойствам внедрения таких технологий можно отнести возможность получения аналитики для государства и предприятия, что существенно упрощает ведение контроля для государства и бизнеса.
«СП»: — Что ж, для наведения порядка в системе энергопотребления, это, безусловно, хорошо. Но как будет при замене счетчиков решаться следующая нестыковка в законодательстве: согласно Жилищному кодексу, прибор учета принадлежит потребителю, и именно он выбирает варианты и сроки его замены? Не будет ли в таком случае операция по введению smart metering рассматриваться как навязываемая услуга?
— Очень важно понимать, — подчеркивает Наталья Готова, — что на потребителя никто не возлагает обязанности незамедлительно заменить действующий прибор учета на интеллектуальный. Речь идет о том, что, начиная с определенного времени, все вновь устанавливаемые приборы должны быть интеллектуальными, а ТСО должны обеспечить возможность бесплатного подключения такого прибора. Мы предлагаем, чтобы сети обеспечивали замену на интеллектуальный счетчик только тех приборов учета, у которых вышел срок службы, либо они не прошли процедуру поверки. Остальное — по желанию потребителя. Процедура замены прибора учета по инициативе потребителя не меняется, дополнительных платежей не вводится. Кроме того, гражданин уже и сейчас не может поставить прибор учета, какой ему вздумается. Есть четкие требования к прибору учета (например, по классу точности), месту его установки. С развитием новых технологий данные требования лишь уточняются. В пример можно привести ужесточение экологических требований к двигателям внутреннего сгорания. Никто же при этом не говорит, что потребителям навязывают более дорогие двигатели.
«СП»: — Интересно, а будет ли у потребителя при внедрении подобных «интеллектуальных» счетчиков какая-то возможность для маневра при задержке платежа? Ведь, например, не всегда под рукой даже у добросовестного плательщика оказывается нужная сумма. Иногда задерживают зарплату, возникают непредвиденные расходы. Или система будет работать по принципу «опоздал на час — автоматическое отключение»?
— Развертывание интеллектуальных систем учета электроэнергии, — обращает внимание Наталья Готова, — не изменяет законодательства РФ касательно вопроса сроков оплаты за потребленную электроэнергию. Таким образом, для потребителя в вопросе процедуры оплаты за потребленную электроэнергию ничего не изменится.
— Действующее законодательство, — уточняет Олег Иванов, — определяет довольно сложную процедуру для введения ограничения или приостановки ресурсов. Потребитель предупреждается о таких мероприятиях заранее за 20 дней, затем сначала ограничивают и в последнюю очередь приостанавливают поступление ресурсов до оплаты долга. Думаю, такая система сохранится и после введения интеллектуальных приборов учета.
«СП»: — Каким же будет срок службы «умных» приборов учета, как часто их придется менять и за чей счет?
— В настоящее время, — констатирует Олег Иванов, — срок службы приборов учета электрической энергии, как правило, составляет около 30 лет. Новые приборы будут либо лучше, либо как минимум соответствовать по качеству старым. Что касается финансирования работ по замене, то это будет зависеть от того, кто станет собственником таких приборов учета. Если прибор был установлен за счет собственников — он будет являться их общим имуществом. Соответственно, они же и будут финансировать работы по замене.
«СП»: — Интересно, а есть ли, кроме давления на неплательщиков, какие-то иные пути по наведению порядка в сфере энергопотребления? Если да, то по каким причинам ни Минэнерго, ни правительство их не рассматривают?
— Сегодня, — признает Олег Иванов, — реалии таковы, что государство устраняется от участия в финансировании и контроле инфраструктурных проектов отрасли энергетики и ЖКХ, за исключением ряда центральных проектов. Власти предполагают, что модернизация коммунальной инфраструктуры возможна с помощью привлечения частных инвестиций в отрасль. Такая позиция выглядит странной в условиях экономического кризиса и низкого делового климата. На мой взгляд, необходимо полное государственное участие и бюджетное финансирование в целях реализации такой масштабной задачи, как модернизация. Текущие принимаемые меры не могут исправить положение, в котором находится коммунальная инфраструктура. Необходимо поднять вопрос в рамки национальной программы. Это, в свою очередь, подтолкнет развитие экономики в целом. По такому пути идут и европейские страны, в том числе Германия.
Но, как известно, природа не терпит пустоты, и задачи, которые вроде бы должно решать государство, берут на себя «частники». Так, та же Ассоциация «НП ТСО» ведет на постоянной основе направленную на совершенствование законодательства РФ работу с законодательными и исполнительными органами власти, в том числе и с Минэнерго России.
Правда, одно из приоритетных предложений объединения, свидетельствует Наталья Готова, пока не нашло отражения в правовом поле. Речь идет о внедрении порядка дисквалификации прибора учета, или, проще говоря, о методике, заставляющей потребителя и поставщика электроэнергии соревноваться между собой в качестве узла учёта электроэнергии, чтобы основным расчетным стал прибор, обеспечивающий наиболее точный учет энергоресурса. Но, учитывая возможности сторон, как финансовые, так и лоббистские, нетрудно догадаться, в чью пользу это состязание закончится и чем обернется для граждан.