Минстрой планирует в следующем году запустить на территории России систему предоплаты услуг ЖКХ. Как уточнил на Владимирском экономическом форуме замглавы ведомства Андрей Чибис, сейчас прорабатываются разные возможности для потребителя по выбору форм и методов оплаты. Правда, чиновник уточнил, что запуск этого варианта взаиморасчетов граждан с ресурсоснабжающими организациями пока будет носить тестовый и добровольный характер, при этом согласившимся на нее потребителям будет предоставляться скидка (размеры и механизм которой не уточняются).
Но искушенные в вопросах внутренней политики россияне прекрасно знают, насколько быстро у нас в стране предполагаемая «добровольность» может превратиться в обязанность, и чего стоят обещания наших чиновников. За примером далеко ходить не надо, взять хотя бы программу реновации столичных пятиэтажек.
Ведь задолго до того, как соответствующий законопроект был подписан президентом Владимиром Путиным, пресс-служба столичного департамента строительства распространила среди СМИ пресс-релиз (от 30 мая 2017 года, имеется в распоряжении редакции «СП»), в заголовке которого стояла цитата его руководителя Андрея Бочкарева «Строительство домов для расселения пятиэтажек начнется в этом году». Однако уже через два с половиной месяца, 11 августа 2017 года, был распространен другой пресс-релиз, в котором Андрей Бочкарев заявлял дословно следующее: «К строительству новых домов, предназначенных для переселения по программе реновации, мы приступим в следующем году». Данные этого ведомства о реальных количествах стартовых площадок под реновацию тоже не отличались точностью. В мае, когда народ массово протестовал против программы, пресс-служба департамента строительства говорила о том, что их подобрано уже 300. В августе же, когда все необходимые инстанции были пройдены, таковых оказалось всего 120.
Памятуя об этом красочном примере, «СП» задала экспертам в сфере ЖКХ несколько вопросов с целью выяснить возможные последствия внедрения инициативы с предоплатой коммунальных услуг.
Рассуждая о том, насколько реально эффективна предлагаемая новация вообще и как метод борьбы с многомиллиардными долгами в «коммуналке» в частности, аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев посчитал, что она заслуживает внимания. В первую очередь тем, что создаёт дополнительные удобства для потребителей, позволяя им выбирать, как и когда платить. Кроме того, эксперт не исключает, что данное нововведение позволит организациям, предоставляющим услуги ЖКХ, отчасти выправить своё положение.
Однако ведущий юрист Европейской Юридической Службы Виктория Аптекина настоятельно предлагает обратить внимание на минусы данного нововведения:
— Система ЖКХ сейчас не в самом лучшем состоянии, что связано с частым фиктивным банкротством управляющих организаций, злоупотребляющих своим полномочиями. Таким образом введение предоплатной системы может только усугубить ситуацию, и граждане окажутся в более серьезном положении, чем сейчас. Потребитель внесет предоплату, а организация, получив денежные средства просто «растворится», и потребителю придется сначала доказывать, что оплата вообще производилась, а потом еще делать попытки получить обратно денежные средства. И потом, если гражданин в принципе не платит и не имеет на то желания, то, будь это постоплатная или предоплатная системы, платить его не заставишь. Тем более если в данном ресурсе гражданин уже органичен.
А руководитель юридического отдела ООО «ГК Димарт» по вопросам ЖКХ Артем Колчин обращает внимание на еще один интересный нюанс:
— Задолженность будет сокращаться искусственно. Допустим, в доме есть 200 жителей. К примеру, 100 из них заплатили только за текущий месяц, 50 — за полгода вперед, а еще 50 являются должниками. Итого получаем, что текущий месяц оплачен полностью жителями, за счет предоплаты, но сама дебиторская задолженность никуда не делась, она осталась.
Следовательно, подчеркивает председатель правления Санкт-Петербургской Палаты Недвижимости, член попечительского совета ассоциации риелторов Санкт-Петербурга Екатерина Романенко, считать этот эксперимент удачным можно будет только в том случае, если будут продуманы все механизмы учета оплаты.
— Сегодня заплатить вперед не так просто, — рассказывает она. — Надо прийти в коммунальную службу, написать заявление и так далее. Плюс на сегодня имеются разные сроки оплаты для коммунальных служб. За электричество нужно заплатить до 25 числа текущего месяца, за ЖКХ — до 10 числа месяца, следующего за оплачиваемым, за газ — своя дата, за вывоз мусора и оплату управляющей компании — другая. Если же срок пропущен (например, за электричество или за газ вовремя не переданы показания счетчика), счет выставляется по среднему значению. Происходит полный когнитивный диссонанс. Квитанции живут своей отдельной жизнью, их выставляет медленно и печально особая служба. В платежах начинает появляться путаница, когда количество реального потребления не соответствует выставляемым данным.
Интересно, а как будут в случае введения предоплаты регулироваться ситуации с недопоставками энергоресурсов по вине УК или ресурсоснабжающей организации? Как будут учитываться показания общедомовых и индивидуальных приборов учета? И сможет ли предлагаемая система расчетов за ЖКХ защитить, например, добросовестных плательщиков из многоэтажки от отключения в доме света и воды за долги управляющей компании, как это происходит сейчас повсеместно в России?
— При действующей системе взаиморасчетов, когда деньги населения перечисляются посреднику в лице управляющей компании, ситуация, очевидно не изменится, — уверен председатель Совета НП «ЖКХ Контроль Московской области», зампред Общественного совета при Министерстве ЖКХ Московской области Олег Иванов. — Ряд недобросовестных управляющих организаций незаконно присваивает собранные с населения средства даже под страхом уголовного преследования и при существующей системе. Что же тогда говорить о предоплате? Количество подобных фирм, несомненно, возрастет.
Да и без мошенников и коррупционеров, похоже, система предоплаты услуг ЖКХ весьма уязвима. Характерный пример приводит Артем Колчин:
— Собственники платят управляющей организации авансом денежные средства, а у управляющей компании отзывают лицензию. Денежные средства удержаны на расчетном счете управляющей организации, на счета ресурсников они не переведены. К тому же есть риски, что аванс будет банально тратиться на «латание» текущих финансовых «дыр» управляющей компании.
— Но Минстрой, — несколько сглаживает этот острый угол Олег Иванов, — явно намеревается, так или иначе исключить управляющие организации из цепочки платежей между населением и поставщиками ресурсов. Так что злоупотребления со стороны управляющих компаний должны быть минимальными. Взаимоотношения между потребителем и поставщиками станут «прямыми» и будут осуществляться на договорной основе. В таком случае ресурсоснабжающей организации необходимо работать с каждым должником индивидуально. Вряд ли будет возможна ситуация, когда из-за долга нескольких жителей отключают весь дом. Основная роль управляющих организаций будет заключаться в представлении интересов собственников во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями.
Функциональное же назначение индивидуальных приборов учета, скорее всего, останется прежним, продолжает он. По ним уполномоченные лица будут сверять количество потребленного и количество оплаченного ресурса. А вот что касается показаний общедомовых приборов учета, то вопрос по ним остается открытым.
«СП»: — А как предоплатная система расчетов за ЖКХ может отразиться на малоимущих семьях и получателях субсидий на оплату «коммуналки»? Ведь известно, что субсидии на оплату ЖКХ почти во всех регионах России предоставляются в форме возврата части средств только при произведенной по факту оплате.
— Министерство строительства, как всегда, предлагает бороться с долгами ЖКХ лишь полумерами, не понимая при этом реальных причин возникновения огромных долгов населения. На мой взгляд, основным фактором образования задолженности является экономическая сторона вопроса. В условиях, когда почти 20 миллионов граждан проживает за чертой бедности, перекладывать ответственность за все проблемы отрасли на население неправильно. Кроме того, ежегодный рост тарифов при сокращении реальных доходов граждан также не способствует уменьшению долгов по ЖКХ. По разным данным доля платежей ЖКХ в совокупном бюджете семьи порой достигает 40%. Особенно это касается малообеспеченных слоев населения. В ситуации, когда перед жителем стоит выбор между покупкой продуктов для семьи и оплатой жилищно-коммунальных услуг — выбор для многих очевиден.
«СП»: — Насколько все-таки велика вероятность того, что из альтернативного варианта предоплату за услуги сделают единственно основной?
— На мой взгляд, сейчас происходит проверка реакции общественности на новую меру. Но если по итогам применения новых правил в регионах результаты окажутся положительными и динамика по долгам ЖКХ среди населения пойдет на спад, такая практика будет применена по всей России с соответствующим изменением федерального законодательства. Помимо этого, введение новых правил будет активно поддержано лоббистами ресурсоснабжающих организаций. Однако население уже сейчас в целом недовольно и работой жилищных служб, и качеством предоставляемых ими услуг. Так что вряд ли граждане спокойно примут новые правила игры, предусматривающие оплату таких услуг заранее, это однозначно вызовет шквал недовольства с их стороны. Люди привыкли оплачивать по предоплатной системе сотовую связь, услуги широкополосного доступа в интернет, однако ко введению подобных взаиморасчетов в сфере ЖКХ вряд ли готовы. Следовательно, до выборов президента такие мероприятия вряд ли будут возможны.