В конце сентября вице-премьер российского правительства Марат Хуснуллин, обсуждая новый законопроект о поправках в Градостроительный, Земельный и Жилищный кодексы, сообщил представителям СМИ, что ни о какой «всероссийской реновации» речи пока не идет. Однако некоторые события на рынке строительства жилья, похоже, говорят о том, что чиновники не просто взяли на заметку, но и уже успешно применяют некоторые «реновационные технологии» на местах.
Свежий пример — дачный поселок Кратово Раменского района Московской области, где среди местных жителей уже несколько лет бурлят нешуточные страсти в «лучших» традициях столичной реновации.
Вкратце суть дела заключается в следующем. В Кратово по улице Нижегородской располагаются двухэтажные деревянные бараки, в которых несущие конструкции давно уже отжили свой век, как, впрочем, и электропроводка со всеми основными инженерными коммуникациями. В них проживает несколько десятков семей, в общей сложности порядка 150 человек, которые ждут улучшения условий аж с 70-х годов прошлого века. По рассказам кратовских старожилов, уже тогда состояние этих домов было, мягко говоря, далеко от идеального. Такие условия, понятное дело, сломают людей даже со стальными нервами.
И вот наконец в 2020 году с подачи местной администрации в поселке началось строительство новых домов именно под переселенцев. Казалось бы, хеппи-энд — измученные нечеловеческими условиями проживания люди после стольких лет мытарств обретут качественное современное жилье. Только вот особенности функционирования российской вертикали власти на всех уровнях таковы, что подобные хэппи-энды невозможны, как говорится, по умолчанию.
Во-первых, строящиеся дома — десятиэтажки (9 жилых + 1 технический) никаким боком не вписывается в изначально заложенную создателями малоэтажном Кратово как исключительно дачного зелёного поселка. Кроме того, это идёт вразрез с публичными заявлениями губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, который в ходе одной из «прямых линий» с населением обещал, что после вхождения Кратово в состав Раменского городского округа никакого высотного строительства тут вестись не будет.
Во-вторых — и это, пожалуй, самое главное — сказать, что строительство ведется честно и прозрачно, нельзя.
Читайте также
Медведев хочет купить голоса избирателей за валидол и корвалол
Сможет ли «Единая Россия» обеспечить россиян бесплатными лекарствами?
Прежде всего, возникает серьезный вопрос к местной администрации — почему проблемные бараки не расселялись раньше, ведь для этого у чиновников имелись все необходимые ресурсы и возможности?
Так, только в 2019 году бюджет поселения с населением в 13 тысяч человек формировался из расчета 204 миллиона рублей, а по факту его размер составил 214 миллионов. И подобный профицит, уточняет издание «Жуковские вести», наблюдался на протяжении последних 10 лет. При этом член Общественного совета Кратово Марина Мозжерова поясняла — когда два года назад все поселения Раменского района объединяли в городской округ, жителям также клялись, что консолидированный бюджет нового муниципального образования поможет решить проблему аварийных домов.
«Но даже если по каким-то причинам возможности использовать профицитный бюджет на расселение этих бараков не имелось, а использовать имеющиеся полномочия по отводу земли для строительства также что-то мешало, почему нельзя было попытаться включиться в целевые программы губернатора Подмосковья или федеральных властей по расселению ветхого и аварийного жилого фонда? — недоумевают кратовские активисты. — Видимо, замыслы чиновников изначально были такими, что не предполагали необходимости обоснования застройки и строгой отчетности, а также ограничения стоимости квадратного метра в рамках прозрачной схемы строительства, как того подразумевают подобные программы. Вероятно, бараки „придерживали до лучших времен“ под нужного частного инвестора, чтобы потом воткнуть в частный сектор высотки под соусом „социальных целей“ и навариться на продаже лишнего метража».
Также есть серьезные нарекания к деятельности ведущего скандальное строительство коммерческого подрядчика.
«Как так получилось, — недоумевают жители Кратово, — что аукцион на эту стройку проводился еще в 2011-м году, и срок договора развития территорий истек в 2016-м. Он не мог быть продлен или каким-то образом изменен и дополнен, кроме как через новый аукцион. Однако через ряд дополнительных соглашений срок действия договора был пролонгирован, и на этом основании застройщик уже приступил к заливке фундамента будущих высоток».
Читайте также
Госсовет: Президент готовит себе «запасной аэродром», вопреки Конституции?
Новый конституционный орган может превратиться в альтернативный центр власти
Не потому ли это стало возможным, интересуются кратовцы, что изначально в аукционе участвовали две формально разные компании («АРВ-Строй» и «Мособлжилстрой-Девелопмент»), объединенные одним учредителем, Алексеем Равиловичем Воротниковым? А когда по истечении 4 лет договор истек, то заморачиваться с новым аукционом не стали потому, что получившая право застройки компания «Веста-Строй» в числе учредителей имела некую Жанну Гобети, не только фигурировавшую в качестве одного из основателей «АРВ-Строй», но и являвшуюся членом избирательной комиссии Раменского городского округа в 2016 году, когда из далеких поселений приезжали пустые протоколы, где были только подписи членов избирательной комиссии, изначально согласных на любые цифры.
Кроме того, жителей Кратово остро интересует — а к каким сетям будут подключать строящиеся высотки?
«Те коммуникации, что сейчас имеются под бараками, еле-еле выдерживают нагрузку по воде и канализации даже для двух этажей, а на 9 они явно не потянут. При подключении к Раменским сетям водоснабжения и канализации есть большой риск остаться без воды, летом у нас и так с ней перебои. Можно, конечно, теоретически врезать высотки в сети соседнего Жуковского, но там выступают против этого, поскольку их инженерия тоже далеко не в удовлетворительном состоянии», — недоумевают они.
А еще их крайне волнует вопрос организации парковочного пространства вокруг новостроек. Если вместо полутора сотен жителей бараков их соседями станут сразу от 700 до 1000 человек, выходит, что все близлежащие тихие и зеленые улочки будут запружены частным автотранспортом новых собственников, поскольку в проекте парковочных мест предусмотрено очень мало.
«По уверениям администрации, в проекте предусмотрено расширение одной из улиц до 13 метров, но мы ее замерили рулеткой — там от забора до забора всего 8. Получается, расширение прямо по участкам жителей пойдет? А ничего, что это частная собственность, которую еще никто не отменял?», — задаются они вопросами.
В-третьих, абсолютно непонятно, почему местная администрация вместо конструктивного диалога (сам губернатор Подмосковья обращался с призывом к областным чиновникам быть чуткими и внимательными) банально стравливает людей между собой.
«Информационная кампания, выстраиваемая с подачи местных властей, выставляет жителей частного сектора злобными противниками расселения аварийных бараков, но это не так, — утверждают жители Кратова. — Мы, как говорится, руками и ногами „за“ немедленное улучшение условий наших соседей, только считаем, что делать это нужно не за счет ухудшений проживания всех остальных кратовцев и выступаем против непродуманного и чисто коммерческого проекта для извлечения прибыли, в котором расселение жителей используется просто как таран».
Надо отметить, что позиция их не голословна — они предлагали администрации снизить этажность новых домов до 4, а инвестору в качестве компенсации за труды выделить другой участок земли, на котором он мог бы реализовать все свои коммерческие задумки и получить прибыль. Однако представители регионального самоуправления эти предложения игнорируют.
«Особую циничность, — считают неравнодушные к судьбе поселка кратовцы, — проявляет нынешний глава округа Неволин В.В. Он утверждает, что строительство — вообще не наше дело, а экспертиза все проверила. При этом договор с застройщиком для ознакомления он предоставлять отказывается, а назначая встречи с жителями, потом неожиданно отменяет их, ссылаясь на эпидемиологическую обстановку. Даже в частных беседах он не поясняет, как именно будут расширяться прилегающие к зоне строительства дачные улицы и подключатся коммуникации».
Доведенные до «точки кипения» жители частного сектора Кратова после многодневных пикетов у зданий администрации Раменского городского округа, министерств и правительств Подмосковья и даже правительства РФ 26 сентября с.г. провели собрание с участием активистов из соседних поселений и муниципальных депутатов, где выдвинули идею о проведении референдума по мораторию на высотное строительство сроком на пять лет. Проголосовали за это единогласно, все документы по заседанию и выдвижению инициативы передав в избирательную комиссию Подмосковья для принятия решения по соответствующей регистрации. После этого целесообразность референдума должна определить Мособлдума.
Местные активисты, надеются на положительный результат по их инициативе, однако есть основания полагать, что «добра» на мораторий сверху все же не последует, и злосчастные многоэтажки в Кратово все же будут возведены, несмотря ни на что.
Почему? Да потому, что от осинки, как известно, не родятся апельсинки. Местные градоначальники и министры есть плоть от плоти и кровь от крови той «вертикали власти», которая упорно выстраивалась Кремлем последние 20 лет. И именно поэтому чиновники «младших» рангов поступают точно так же, как и их коллеги наверху.
Вспомним, что было предпринято на федеральном уровне, когда президент поставил национальную цель снизить бедность в стране в 2 раза? Нет, социальные пособия и выплаты не были в разы увеличены, наоборот, их стало даже сложнее получать. «Наверху» предпочли не тратить ломящиеся от «подушек безопасности» бюджеты, а заняться фокусами со статистикой, засчитывая, например, в доход малоимущим доходы дальних родственников и наследство, а также меняя сам принцип исчисления прожиточного минимума.
А теперь вспомним, что на последнем заседании Госсовета президент еще раз напомнил об улучшении жилищных условий россиян и поставил национальную цель — выйти на ежегодный ввод в строй 120 миллионов квадратных метров жилья ради ее достижения.
Но по-честному наша подбитая экономическим кризисом строительная отрасль физически не вытянет. Поэтому придется, видимо, в очередной раз наводить, как говорится, тень на плетень. Так что под соусом «социального благоустройства» в обход норм законодательства воткнется-таки пара коммерческих высоток в Кратово, по такой же схеме впихнется очередная пара «человейников» без инфраструктуры в переполненном до предела Путилкове или еще где-нибудь.
Читайте также
Щедрость Кремля: Три причины, по которым Москва сняла санкции с Киева
Путин сделал тактический ход перед выборами в «незалежной»
И вот уже местные власти гордо рапортуют областному правительству о «наращивании темпов социального строительства», а тот, в свою очередь, помпезно заявляет Кремлю — извольте-с видеть, регион ударными темпами выполняет и перевыполняет национальные цели и задачи. Федеральный центр перед очередными выборами получает возможность делать предвыборные заявления в духе «неустанной заботы о народе», губернаторы получают шанс пересесть в кресла попрестижнее, градоначальники переходят в областное правительство и получают премии.
А какие при этом многозначные суммы с продажи тех самых «социальных» квартир на сторону осядут в нужных карманах, и сколько людских судеб было жестко сломано буквально через коленку — это уже совсем другие истории. Одну из таких, с печальным концом, где все, к сожалению, умерли, «СП» уже рассказывала совсем недавно.
Но чего стоит даже самое горькое людское горе, когда на кону — престиж власти?
Городская недвижимость
Юрист рассказал, как не лишиться квартиры, сдавая ее в аренду
Стало известно, кто из россиян может получить субсидию на аренду жилья
Квартиру с пожизненным запасом пива продают за 7,6 млн рублей
В России прогнозируют рост цен на жилье
Все материалы по теме (427)