Большой русский поэт, покоривший своими стихами два огромных континента и влюбивший в себя огромное количество разных людей, которые до сих пор не могут поделить поэта друг с другом.
80 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
Все сегодня будут говорить про его стихи, и это хорошо и правильно, но я хотел бы немного заострить своё внимание на музыке вокруг Бродского.
Сам Иосиф любил преимущественно классику и джаз, рассказывал про пластинки, которые они слушали вместе с Анной Ахматовой, а ещё, например, ценил творчество Владимира Высоцкого (Высоцкого в своё время очень окрылила оценка Бродского — он по-настоящему ощутил себя и звездой и даже поэтом).
К песням на свои стихи он относился скептически.
«Поэт — это последний человек, кто радуется тому, что его стихи перекладываются на музыку», — заявил он в диалогах с Соломоном Волковым. Думаю, лукавил.
Читайте также
Настоящие и ненастоящие мужчины в произведениях Захара Прилепина
Захар Прилепин пишет очень по-мужски и о мужчинах. Женщины в его произведениях, конечно, есть, но мужчин в разы больше.
У барда-шестидесятника Евгения Клячкина стихи Бродского были коронным номером на концертах. А барда Александра Мирзаяна за пристрастие к стихам Бродского и Хармса не раз вычеркивали из списка сборных бардовских концертов. Барды — душный народ, чего уж говорить.
Кстати, если вам всё же близка бардовская эстетика, то Бродского отлично исполняет Олег Митяев.
Одна из лучших (если не лучшая) исполнительниц романсов певица Елена Фролова очень любит поэта Бродского и поэтому совершенно замечательно сделала «Песни счастливой зимы», «Ты поскачешь во мраке», «Проплывают облака».
Саша Васильев из группы «Сплин» перенял у Бродского много интонаций и слов про одиночество и меланхолию, поэтому, когда он исполняет песни на стихи Бродского, они звучат так, будто он сам их написал. «Конец прекрасной эпохи» и «Письмо» прекрасны. Впрочем, он даже Маяковского смог так исполнить, будто это всего лишь ещё одна песня «Сплинов».
Да простят меня фанаты групп «Ночные снайперы» и «Сурганова и оркестр», но если представить, что Диана Арбенина и Светлана Сурганова исполняли бы исключительно песни на стихи Бродского, то они бы также пользовалась бешеной популярностью. «Я сижу у окна», «Неужели не я», «Сохрани мою тень», «Холмы», «Я всегда твердил» — и я наверняка что-то забыл. Хотя, если бы не Бродский, возможно, и групп таких вовсе бы не было.
Земфира не так давно выпустила песню «Джозеф» на стихи сами понимаете кого. На любителя.
У Billy’s Band есть интересная «Сначала в бездну свалился стул».
А «25/17» в последнем своём альбоме сделали песню «Комната», передав привет Иосифу сначала в припеве, а затем и в куплете. Певица Ёлка недавно сделала кавер на эту песню.
Noize MC пару лет назад выпустил депрессивно-подростковую исповедь «В темноте», использовав фрагменты известного стихотворения Бродского, которое он посвятил Л. В. Лифшицу.
Рэпер Наум Блик читал про то, как Бродский сидел у окна.
Рэперы идут по верхам, это нормально.
Моё любимое исполнение Бродского в рэпе сделал рэпер Словетский для проекта Веры Полозковой «Поэзия бита». Там была куча рэперов, которые исполняли разные классические стихотворения, и все песни были очень плохие, но «Я входил вместо дикого зверя в клетку» прозвучало органично.
Помню, как мы с Захаром Прилепиным в гримерке читали это стихотворение популярному рэперу Рем Дигге. «Круто, круто! Надо читать больше стихов», — грустно заметил Дигга.
Бродский — поэт модный, и музыканты ещё долго будут обращаться к его стихотворениям, и не только потому что у него много стихов хороших и гениальных, а потому что Бродский в тренде.
Любить Бродского в наше время — это всё равно что называть любимой книгой роман «Мастер и Маргарита» — книга отличная, но, скорее всего, ты больше ничего не читал.
Иосиф использовал все подгоны и витиеватости судьбы так, чтобы навязать себя абсолютно всем — его любят старики и дети, хипстерёныши и военкоры, патриоты и либералы. Как с ним не считаться, если он гений, который к тому же ещё и нечаянно получил Нобелевку?
Читайте также
Выживут только курьеры
Музыкант и публицист Ричард Семашков про Тарзана и пенсии
Я вот представил: что, если бы Иосиф остался тогда в Питере?
Познакомился бы с Аркадием Северным. Позже наладил бы связи с ленинградскими рокерами.
Цоем бы увлёкся («Я, знаете ли, впал от его песен в зависимость»), с Майком Науменко бы выпивал («Ему, как и мне, гораздо интереснее иметь дело с реальностью как таковой»), БГ бы избегал («Человек должен начать прежде всего с того, чтобы определить себя в конкретных категориях»).
Более того, Иосиф Бродский мог бы сделать хорошую и богатую карьеру поэта-текстовика, что твой Илья Кормильцев.
Чувства ритма и мелодии у него прекрасные. В аранжировке его стихи звучат превосходно. Было бы любопытно. И группа такая достигла бы в России больших высот, уверен.
Но пусть будет так, как есть. Тоже интересно получилось.
Публикации Ричарда Семашкова на «Свободной Прессой»:
Выживут только курьеры
Собчак против Прилепина
Сектанты-эмигранты: Ходорковский, Чичваркин, Акунин
Здравоохранение России добивает бюрократия, а не коронавирус