На юго-востоке Испании десять тысяч лет назад процветал каннибализм. Об этом свидетельствует находка, сделанная исследователями из Университета Валенсии. Три человеческих черепа, обнаруженные в пещере Санта-Майра, пролили свет на гастрономические пристрастия древних обитателей Пиреней, не считавшихся ранее каннибалами. Где на нашей планете каннибализм до сих пор в порядке вещей и почему сегодня питаться людьми экономически невыгодно — в материале RT.
В пещере Санта-Майра, недалеко от города Аликанте, команда испанских антропологов нашла среди останков различных древних животных три человеческих черепа.
Исследователи под руководством Хуана Моралеса-Переса из Университета Валенсии обнаружили, что кости принадлежат охотникам и собирателям, жившим в этом регионе 9–10 тыс. лет назад.
Примечательно, что как и останки животных, человеческие кости сохранили следы обработки на огне. Помимо этого, на людских костях остались отметины от использования инструментов для соскабливания мяса — свидетельство того, что в регионе процветал каннибализм.
Первый след
По словам учёных, это первая находка такого рода на территории Испании. Однако антропологи находят следы каннибализма в различных точках мира, и относятся они к разным временам — от глубокой древности до относительно недавних эпох.
«Вообще каннибализм начался задолго до человека. Эта практика распространена у шимпанзе. По нашей эволюционной линии древнейший из обнаруженных прецедентов каннибализма произошёл около 1 млн 800 тыс. лет в Южной Африке. Там нашли череп с надрезками на скуловой кости. В той местности жили самые первые homo, только что отделившиеся от австралопитеков», — рассказал RT кандидат биологических наук, спикер форума «Учёные против мифов», научный редактор портала «Антропогенез.ру» Станислав Дробышевский.
По его словам, каннибализм встречался и у питекантропов, и у неандертальцев, и у кроманьонцев. То же самое было и в мезолите, и в неолите:
«В эпоху неолита, например, в Европе существовала так называемая культура линейно-ленточной керамики — одна из самых больших и известных неолитических культур (5500–4000 гг. до н.э. — RT). В это время в Германии и Австрии только и делали, что ели друг друга. А в то время уже распространилось сельское хозяйство, земледелие и скотоводство».
Ритуал и охота
Авторы исследования задались вопросом: что же побудило древних жителей средиземноморского побережья нынешней Испании есть своих сородичей? Версий существует две. По одной из них, подобная практика могла иметь ритуальное значение. По другой, ближайшие соседи могли входить в обычный рацион питания. Как отмечают испанские антропологи, каннибализм мог стать следствием дефицита пищи в определённые периоды. По словам Станислава Дробышевского, на ритуальный каннибализм указывают определённые признаки.
«Например, когда головы сложены в яму, рядом лежат какие-нибудь красивые вещи, надрезки сделаны не там, где обычно перерезают мышцы, а на останках нарезаны знаки; на них может быть что-то нарисовано, в глазницы могут быть вставлены раковины, как, например, у находок в Иерихоне. В подобных случаях можно достаточно уверенно говорить о ритуале, — поясняет антрополог. — Если же человеческие кости раскиданы в культурном слое вперемежку с костями животных, если надрезки на них находятся в месте связок и сухожилий — то есть там же, где производят разделку добычи, — то раз совпадает статистика подобных признаков у животных и людей, значит, вероятно, человека съели просто потому, что хотели есть. Это охотничья добыча в чистом виде. Чем древнее находки, тем больше таких случаев. Чем ближе к нашим временам — тем больше следов ритуалов».
Неандертальцы против кроманьонцев
По словам Дробышеского, если сравнивать предшественников человека между собой, то неандертальцы (жили 600 тыс. — 40 тыс. лет назад) чаще кроманьонцев употребляли в пищу себе подобных. У кроманьонцев (40 тыс. — 10 тыс. лет назад) была сильнее развита способность соотносить себя с другим человеком и сочувствовать, что сближает древнего предка с современными людьми.
«Хотя и для современных людей это не всегда верно. Есть этнографические наблюдения за южноамериканскими индейцами, которые рассматривают другие племена как добычу. То есть для них в джунглях водятся тапир, капибара, индеец, и можно охотиться на тапира, а можно и на индейца. Разница только в том, что на тапира охотиться безопасно, а индеец может сам на тебя охотиться», — добавляет эксперт.
Ученье и труд
Ученые установили, что совершенствование орудий труда и охотничьих навыков постепенно приводит к отказу от каннибализма. В случае с производящим хозяйством мотивов употреблять в пищу себе подобных становится всё меньше, эта практика остаётся актуальной только в условиях неурожая и голода. Там же, где производящее хозяйство не развито, каннибаллизм изживает себя очень медленно. Например, на отдельных островах Полинезии, по словам Дробышевского, каннибализм встречался до самого недавнего времени и до сих пор сохранился в Новой Гвинее и на других островах Меланезии.
«Если появляется нормальное производящее хозяйство, человек выращивает зерно и разводит, скажем, свиней, то у него достаточно еды, чтобы не есть людей. К тому же у человека есть родственники, которые обидятся, если его съесть, и могут ответить тем же. То есть, когда численность людей возрастает, подобная практика становится опасной, это раздирает общество и приводит к социальным проблемам, — рассуждает эксперт. — Тут появляются и религии, которые прямо запрещают друг друга есть, объявляя это грехом. Так что со временем есть людей становится экономически невыгодно и культурно не принято. Поэтому сейчас это считается неестественным, и во всех нормальных странах каннибалов сажают в тюрьмы или определяют в дурдом».