Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй в своём первом интервью в новом году пообещала раскрыть детали формальной процедуры выхода Великобритании из состава Европейского союза в ближайшие недели. При этом премьер отметила, что не воспринимает Брекзит как двусторонний процесс формального развода между Великобританией и ЕС: по словам Мэй, её правительство намерено сохранить "части" членства страны в этом объединении, однако никакой конкретики в этом отношении из её уст не прозвучало.
"Прежде всего, я озвучу больше деталей в ближайшие недели, ближе к моменту, когда мы активизируем 50-ю статью, — отметила Мэй, имея в виду статью Лиссабонского договора, инициирующую начало формальной процедуры выхода из ЕС, которая, как ожидается, будет приведена в действие в марте. – Но я считаю, что неправильно рассматривать это как двустороннюю проблему, в которой либо есть контроль над иммиграцией, либо хорошие условия – я не вижу это как двустороннюю проблему".
Вопрос иммиграции стал камнем преткновения, так как с самого начала был наиболее болезненным пунктом в переговорах между Лондоном и Брюсселем о будущем их отношений. Стороны занимают в этом вопросе строго противоположные позиции: если британцы хотели бы сохранить членство в общеевропейском рынке, при этом самостоятельно устанавливая квоту жителей ЕС, приезжающих в страну на заработки, то европейцы чётко увязывают свободное передвижение капитала и рабочей силы друг с другом. Таким образом, заявления Мэй вряд ли вызовет энтузиазм по ту сторону Ла-Манша, так как свидетельствует о её неприятии того, что брюссельские чиновники считают самоочевидным.
Впрочем, энтузиазма не прибавилось и у её собственных соотечественников. Так, первый министр Шотландии Никола Стёрджен, которая ранее неоднократно заявляла о намерении оставить эту область в составе ЕС, отметила, что не услышала в интервью премьер-министра ничего нового.
"Я не чувствую себя так, как будто сегодня знаю о целях её переговоров больше, чем шесть месяцев назад, — прокомментировала Стёрджен заявления премьер-министра в интервью ВВС. – Но что меня волнует гораздо больше, так это то, что я совершенно не уверена в том, что она сама знает о них больше, чем тогда".
Критику вызвало также то, что премьер-министр, главной целью которой был выход страны из Евросоюза, начала смещать приоритеты в социальную сферу. В своём интервью она затронула проблему неравенства, которую она предложила решить через реформу социальной сферы, которая, по мнению премьера, должна быть ориентирована не только на бедных, но и на богатых и преуспевающих британцев.
"Мы должны провести реальные социальные реформы ради большого слоя общества, чтобы те, кто чувствуют, что система действует против них – те, кто немного выше черты, за которой начинается государственная помощь, и те, кто, без сомнения богат и состоятелен – чтобы все они также получили помощь, в которой нуждаются", — заявила Тереза Мэй.