В эфире латвийской передачи Neka personiga («Ничего личного»), выходящей на телеканале TV3, был продемонстрирован сюжет о том, что Москва якобы пытается использовать ветеранские организации для шпионских действий в Прибалтике.
В частности, в программе прозвучала информация о том, что недавно задержанный по обвинению в шпионаже на Россию сотрудник «Латвийской железной дороги» Александр Красноперов был членом организации бывших воинов-афганцев «Шурави» и поддерживал контакты со своими сослуживцами, проживающими в Калининграде (Россия). В связи с этим, журналисты передачи взяли комментарий у начальника Полиции безопасности (ПБ) Нормунда Межвиетса. Он также заявил о «попытках России использовать ветеранские организации для шпионской деятельности в Латвии». А также о том, что «у Российской Федерации присутствует усиленный интерес к тому, чтобы создать и содержать в Латвии сеть агентов, которая могла бы оперативно собирать интересующую Москву информацию».
Напомним, что ранее публицист Владимир Линдерман заявил, что арестованный по подозрению в шпионаже житель Латвии является работником «Латвийской железной дороги» Александром Красноперовым. По словам Линдермана, Красноперов, около двадцати лет проработавший в ЛЖД мастером, сфотографировал перемещавшуюся по железной дороге технику НАТО, поместил фотографии в соцсетях или переслал кому-то в Россию. После задержания Красноперов был помещен в Елгавскую тюрьму и уволен с работы. Владимир Линдерман предположил, что задержать Красноперова, по всей вероятности, позволили вступившие в силу в мае 2016 года поправки к Уголовному закону, увеличившие количество видов разглашения информации, считающихся «шпионажем».
Добавим, что в июле прошлого года стало известно, что Полиция безопасности (ПБ) Латвии сорвала проведение международного слёта ветеранов-афганцев: мероприятие должно было состояться неподалёку от Елгавы под девизом: «Миру — мир, войны — не нужно, вот такой девиз у дружбы!». Это вызвало разочарование у всех причастных, ведь латвийская региональная встреча ветеранов боевых действий в Афганистане и других локальных конфликтов должна была собрать «афганцев» из Эстонии, Литвы и Белоруссии, многие собирались приехать с семьями.
Данную встречу организовывало Елгавское общество воинов-афганцев «Шурави» при поддержке Ассоциации ветеранов войны в Афганистане и других военных конфликтов, проживающих в Латвии. Между тем прибывшие сотрудники ПБ заявили о запрете мероприятия. «Латвия в очередной раз отличилась в соревнованиях с якобы кремлёвской „пропагандой“. Зарублена первая в истории Латвии встреча ветеранов боевых действий. Причем с угрозами лишения вида на жительство организаторам… нет слов. Семьи ветеранов были вынуждены развернуться. Глупо. Нелепо…» — сетовал глава правления таллинского Союза ветеранов Афганистана, локальных войн и военной службы «Боевое братство» Олег Куликов.
Несколькими месяцами ранее, в апреле, латвийское издание Neatkariga Rita Avize («Независимая утренняя газета») опубликовало статью публициста Яниса Ласманиса, который призвал власти обратить самое пристальное внимание на объединения «афганцев». «После начала конфликта на Украине в поле зрения органов госбезопасности попали зарегистрированные в Латвии организации ветеранов различных военных конфликтов. Есть опасения, что под крышей этих структур готовят почву для умов, восприимчивых к российской идеологии, готовятся, в случае необходимости, организовать помощь в деле распространения недружественных для Латвии идей», — заявил официозный публицист. По мнению Лансманиса, именно сообщества советских ветеранов силовых структур «стали инструментом распространения влияния, силы и контроля Кремля».
Янис Ласманис напомнил о том, что в начале 2016 года власти Латвии демонстративно запретили въезд в страну заместителю председателя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Геннадию Шорохову, планировавшему посетить конференцию, организованную экс-участниками боевых действий в Афганистане. Шорохова, невзирая на наличие многократной шенгенской визы, не впустили в аэропорт «Рига» — и немолодому человеку пришлось возвращаться в Москву следующим рейсом. По мнению Ласманиса, это решение было полностью оправданным: он считает, что «Боевое братство», наряду с Союзом десантников России, занималось подбором бойцов для военных действий в рядах ополчения Донбасса и сбором материальной помощи для отделившихся от Украины регионов.
Теперь, как пишет публицист, «Боевое братство» старается расширить свою зону влияния в Латвии. Его самый известный партнер в этой стране — Ассоциация проживающих в Латвии ветеранов войны в Афганистане и других военных конфликтов (AKVA). «Согласно неофициальной информации, в ассоциации уже давно имеет место борьба за власть между ее умеренными членами и руководством. Первые не хотят, чтобы организация активно участвовала в деятельности Кремля и ввязывала их в это. Другие представляют радикально настроенное крыло — они поддерживают распространение „мягкой силы“ России, привлечение молодых представителей латвийского общества к участию в военизированных лагерях, организованных Кремлем, и другие способы выражения лояльности идеям, противоречащим демократическим ценностям», — тревожится журналист.
Отметим, что в Латвийской Республике в настоящее время проживает более 3500 участников боевых действий в Афганистане в период с 1979 по 1989 годы. Никакими льготами от государства они не пользуются. Ранее председатель правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане, проживающих в Латвии, Аду Адуев рассказал в радиоэфире: «В латвийском законодательстве нет никакого положения об „афганцах“. Специально нет медицинского обслуживания. Не надо забывать ещё, что есть так называемый „афганский синдром“, который очень сильно повлиял на жизнь всех трёх тысяч ребят из Латвии, которые прошли Афганистан. Мы не просим для себя ничего сверхъестественного, мы просто очень хотим, чтобы на нас обратило внимание правительство, парламент. Чтобы мы могли проходить медицинское обследование, как участники чернобыльских событий. В том же проезде на городском транспорте — хотелось бы, чтобы какие-то льготы были. Специальной пенсии у нас нету… Мы очень хотели бы, чтобы при выходе на пенсию нам всем зачисляли бы, как и во многих государствах, год за три». В 2015 году Сейм отклонил законодательную инициативу о предоставлении латвийским «афганцам» официального статуса ветеранов войны, а также пакета социальных гарантий.
Зато власти настолько опасаются людей, прошедших «горячие точки», что пытаются всячески затруднить их контакты с собратьями, проживающими в соседних государствах. Так, в начале 2016 года Латвия объявила у себя персонами нон-грата двух представителей действующих в Эстонии «афганских» организаций. Как сообщил глава правления «Ассоциации ветеранов боевых действий Эстонии» Евгений Брой, ранее он получил приглашение от латвийских коллег принять участие в их отчетно-выборном собрании, запланированном 23 января в рижском отеле Avalon. По словам Броя, на этом мероприятии предполагалось обсудить рутинные вопросы дальнейшего укрепления международного сотрудничества ветеранских организаций стран Прибалтики. Вместе с Броем в Латвию должен был приехать и вышеупомянутый Олег Куликов. «В итоге меня с Куликовым в Латвию не пустили. На границе пояснили, что наши фамилии есть в некоем „чёрном списке“, подписанном министром внутренних дел Латвии. На каком основании — непонятно. Вот это демократия», — с иронией подытожил глава ветеранской организации. «Мы хотели пообщаться с нашими братьями, возложить вместе цветы к памятнику в Тихом саду у улицы Даугавпилс, который мы установили в 2014 году. Никакой политики, и тем более угрозы национальной безопасности! Так правящая партия „Единство“ показала своё лицо», — сказал активист AKVA Cергей Иванс.