Министр иностранных дел Японии Фумио Кисида подтвердил, что в случае передачи суверенитета на Южными Курилами от Москвы к Токио там могут появиться военные базы США. Это автоматически лишает российский Тихоокеанский флот выхода к большой воде. Заявление было сделано накануне встречи Кисиды с Сергеем Лавровым в формате G-20 в Бонне, где предполагается обсуждение вопросов, связанных с заключением мирного договора.
По словам японского министра, в соответствии с пятой статьей японо-американского Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности Вашингтон будет обязан защищать острова так же, как и всю остальную территорию Японии. «Договор безопасности между Японией и США предусматривает, что он распространяется на все территории, находящиеся под административным контролем нашей страны», — сказал дипломат.
Подтверждение прозвучало после недавнего визита премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Соединенные Штаты, где он получил от Дональда Трампа заверения в приверженности Америки своим обязательствам перед Японией в сфере безопасности. Новый глава Госдепартамента Рекс Тиллерсон также заверил в решимости американцев поддерживать Токио. В том числе по вопросу территориального спора с Китаем за острова Сенкаку.
Практически одновременно с признанием Кисиды правительство Японии направило России протест из-за присвоения названий пяти ранее безымянным островам Курильской гряды. «Это неприемлемо и противоречит позиции Японии», — заявил генеральный секретарь кабинета министров страны Ёсихидэ Суга. Отметим, что три из пяти названий так или иначе связаны с победой СССР над Японией во Второй мировой войне и последующим процессом мирного урегулирования.
Несмотря на заявление президента Владимира Путина о том, что Россия не торгует своими территориями, последующие совместные с Токио решения по курильскому вопросу вызывали у российской общественности двойственное ощущение. В частности, договоренность о совместном освоении островов и свободном въезде туда японских граждан. Из-за этого пресс-секретарь президента Дмитрий Песков вынужден периодически опровергать информацию о возможной передаче этих территорий. С подобным заявлением он выступил и в этот раз.
Напомним, новая редакция договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между Японией и США была подписана в 1960 году. Причем, с японской стороны его подписал дед нынешнего премьера — Нобусукэ Киси. Таким образом, возвращение Южных Курил под японский протекторат для Синдзо Абэ не только политическое, но и семейное дело.
Эксперт по Японии, научный сотрудник ИМЭМО РАН Кристина Вода подчеркивает, что речь идет о гипотетическом решении территориального спора вокруг двух или четырех островов Курильской гряды.
— Поскольку Япония является союзником США и вся территория Японии подпадает под действие японо-американского договора, то вновь обретенные территории будут подпадать под этот договор. Это означает, что при нападении на любую часть территории Японии со стороны третьей страны Вашингтон обязан защитить ее.
Однако тут есть важный нюанс. У Японии есть еще один территориальный спор — с Китаем, вокруг архипелага Сенкаку. Там обратная ситуация — острова находятся под юрисдикцией Токио, а Пекин, напротив, оспаривает их принадлежность. И Япония тратит очень много сил на получение у США заверений в том, что острова Сенкаку тоже подпадают под пятую статью упомянутого договора о безопасности. При любом нападении на них, хотя это и голые скалы, Вашингтон обязан вступиться.
Теперь экстраполируем ситуацию на Южные Курилы. Если эти территории каким-то образом выпадают, например, по договоренности с Россией, из-под действия договора Японии и США, то и судьба архипелага Сенкаку становится неопределенной. Токио хочет избежать такого. Они сейчас очень много средств вкладывают в повышение своей обороноспособности в том регионе. Не могут себе позволить проиграть Китаю. То есть эта ситуация, скорее, в пользу России.
Старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков уверен, что Токио интересует только полный суверенитет над спорными Курильскими островами.
— Действие пятой статьи японо-американского договора о безопасности на любые новые японские территории будет распространяться автоматически. Пока дальше совместной с Токио экономической деятельности на спорных островах мы не зашли. Речь идет о некой специальной схеме. Причем, ни японские, ни наши руководители до конца не проясняют, что это за схема. Россия утверждает, что суверенитет останется у нас, а японцы по-прежнему рассчитывают на свой полный контроль. Существует опасность дрейфа суверенитета в японскую сторону. Однажды мы можем увидеть наши острова не только японскими, но и под защитой американских баз.
«СП»: — Возможен ли вывод Японией территории Курил из-под действия договора с США, как часть компромисса с Россией?
— Не стоит забывать, что перед встречей наших лидеров в декабре прошлого года была еще встреча секретарей национальных советов безопасности — Сётаро Яти и Николая Патрушева. Там российской стороной был задан прямой вопрос: если острова будут переданы Японии, возможно ли появление там американских баз? Яти ответил, что Токио будет делать на островах все, что захочет. То есть, японцы вряд ли пойдут на создание какой-то отдельной зоны, так как они хотят бессп-о закрепить эту территорию за собой.
Японии нужен именно суверенитет над островами. Недаром тексты заявлений сторон по итогам декабрьской встречи отличались. В российском варианте было сказано о «Южных Курилах», в то время как японцы перечислили все четыре острова. Они вновь закрепили свою позицию на будущее.
«СП»: — Какова роль США в курильской истории?
— Американцы давно положили глаз на эти территории. Еще до конца войны Трумэн требовал у Сталина, чтобы американцы имели какую-то военную базу на Курильских островах. Тогда Сталин отказался. Слишком выгодное географическое положение этих островов. Еще можно вспомнить, что японские авианосцы вышли в направлении Перл-Харбор с военной базы на Итурупе.
«СП»: — Как нужно оценивать протест Токио против того, что Россия дала наименования пяти ранее безымянным островам Курильской гряды?
— Япония сама делала такое, причем в гораздо больших масштабах. Это случилось, когда возник с новой силой конфликт вокруг Сенкаку. Они пересчитали все острова, поименовали и определили их территорию. По итогам этой «инвентаризации» выпустили специальную карту. Она продается, и даже у меня есть. Это было сделано намеренно, чтобы четко обозначить свои территории. Там есть и Курилы, конечно. Поэтому они и заявляют протест, считая, что мы присвоили их территории.
По мнению ведущего эксперта Центра военно-политических исследований МГИМО Михаила Александрова, главная ценность спорных островов Курильской гряды в их стратегическом положении. Они «запирают» вход в Охотское море, превращая его фактически во внутренний российский водоем. В противном случае неприятель сможет атаковать инфраструктуру дальневосточного побережья, включая города, имеющие важный промышленный потенциал, и космодром «Восточный».
Кроме того, противник может блокировать часть Тихоокеанского флота, главная база которого расположена во Владивостоке. Возможно, по этой причине в Минобороны РФ рассматривают возможность обустройства на Курильских островах постоянной базы ВМФ.