Киев предложил лишить Россию права вето в Совете Безопасности ООН при принятии решений, касающихся ситуации на Украине. Предлог — Москва якобы является стороной конфликта в Донбассе. Об этом в среду, 22 февраля, заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
«Нам необходимо срочно реформировать Совет Безопасности, чтобы прекратить злоупотребление правом вето. Совет должен быть способен эффективно реагировать на кровавые конфликты вне зависимости от возможного присутствия стороны конфликта за этим столом в качестве постоянного члена СБ», — сказал Климкин в ходе дебатов на площадке всемирной организации.
Конкретно Климкин предложил ввести четкие процедуры для соблюдения третьего параграфа статьи 27 Устава ООН: «сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения» в Совете Безопасности.
Глава украинского МИДа настаивает, что причиной многих конфликтов в Европе стали действия «одного государства». И если его агрессия «не будет сдержана, каждый замороженный конфликт превратиться в горячий, а государство-агрессор будет создавать новые угрозы и вызовы в стабильных точках». «Это государство — Россия — нарушает положения документов, разработанных как краеугольные камни мира — это Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт и Парижская хартия», — заключил обвинительную тираду Павел Климкин.
Напомним: тема вето является одной из самых острых в обсуждении реформы Совета Безопасности ООН. Ранее постоянный представитель РФ Виталий Чуркин заявлял, что для России неприемлемы любые идеи, ведущие к ущемлению права вето, которым наделены пять постоянных членов СБ (РФ, Великобритания, Китай, США и Франция). Категорически против каких-либо изменений Москва, Вашингтон и Пекин. Однако Лондон и Париж допускают возможность добровольного отказа от права вето, когда требуются срочные меры для пресечения массовых преступлений. Именно в таком ключе пытается трактовать ситуацию в Донбассе глава украинского внешнеполитического ведомства.
Заметим, Москва дважды накладывала вето на резолюции СБ ООН, продвигавшиеся Киевом. Одна из них, вынесенная на голосование 15 марта 2014 года, объявляла незаконным референдум в Крыму, на основании которого полуостров вошел в состав РФ. В 2015-м Россия не допустила принятия в Совбезе резолюции об учреждении трибунала для привлечения к правосудию виновных в авиакатастрофе малайзийского Boeing.
Что стоит за нынешней инициативой Киева, найдет ли она поддержку в Совбезе ООН?
— Реформирование Совбеза ООН обсуждается не в первый раз, — отмечает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Тот же Дональд Трамп, еще не вступив в должность президента США, говорил, что ООН неэффективна и нуждается в модернизации. Подобные разговоры шли и в эпоху президентства Барака Обамы. На деле, проблема реформирования всемирной организации стала очевидной еще в 1990-е, поскольку обсуждения конфликтов в Югославии, Ираке и Ливии на площадке ООН неизменно «зависали». Происходило это по единственной причине: если постоянный член Совета Безопасности применял вето, то вопрос стопорился, и его рассмотрение фактически прекращалось.
Сейчас Украина снова подняла тему реформы, пользуясь удобным случаем. Во-первых, в феврале Киев является председателем Совета Безопасности — он в течение месяца представляет в СБ Восточную Европу. Во-вторых, трагическая и неожиданная смерть Виталия Чуркина поставила российскую делегацию в сложное положение. Наконец, Киев использовал как повод Мюнхенскую конференцию по безопасности, на которой обсуждался конфликт в Донбассе, и максимум, к чему удалось прийти — к новой попытке установить устойчивое перемирие и отвести тяжелые вооружения от линии соприкосновения.
На мой взгляд, главная идея демарша Киева — привлечь внимание мировой общественности к проблеме Донбасса. Под тем соусом, что РФ, по мнению Украины, является участником конфликта, и потому намеренно торпедирует мирные инициативы, прибегая к вето.
«СП»: — Другие члены Совбеза ООН разделяют эту логику?
— Логика Киева абсолютно проигрышная. Нигде не прописано, что Россия является участницей конфликта. Напротив, в Минских соглашениях прямо сказано, что РФ, наряду с Германией и Францией, является гарантом реализации мирных договоренностей. В ООН, надо думать, все понимают, что юридически «гарант договоренностей» принципиально отличается от «стороны конфликта».
Кроме того, в Европе ширится понимание, что реализация Минских соглашений торпедируется и со стороны киевских властей. Между тем, чтобы конфликт разрешился, обе его стороны должны как минимум сотрудничать. Украина, в отличие от РФ, является реальным участником конфликта. В конце концов, именно Киев признает Донбасс своей территорией, а в Минских соглашениях записано, что в случае их реализации ЛНР и ДНР снова войдут в состав Украины.
Киев — сторона конфликта — обязан Минские соглашения исполнять. На деле — и это видят в ООН — Украина затягивает и проведение конституционной реформы, и принятие закона об особом статусе Донбасса после реинтеграции в состав Украины.
Киев ничего не делает, и только придумывает себе оправдания. Сначала он заявлял, что не может преодолеть противодействия Верховной Рады, потом — что не может приступить к реализации Минска-2 до тех пор, пока Донбасс не станет безопасной стабильной зоной, иначе выборы там будут несвободными.
А теперь украинская сторона пытается найти оправдания и в Совбезе ООН, обвиняя во всех грехах Россию.
«СП»: — Возможна ли в принципе реформа ООН?
— И Россия, и США не отвергают идею реформирования. Все понимают: ООН была создана почти 70 лет назад и требует модернизации, поскольку изменился мир и расклад сил в нем.
С другой стороны, очень сложно изменить порядок работы СБ ООН, и изменить порядок использования вето. Для этого, по сути, нужно кардинальным образом пересмотреть Устав ООН, а это невозможно без согласия всех членов Совета Безопасности, плюс согласия всех остальных стран, входящих в Генеральную Ассамблею. Если пойти на такой пересмотр, от ООН в ее нынешнем виде ничего не останется, и будет создано ООН-2.
На мой взгляд, в современных условиях, когда сильны противоречия между постоянными членами СБ, добиться реформы ООН нереально.
Замечу: Америка не собирается отказываться от своего права вето — об этом заявляла постпред США в ООН Саманта Пауэр. Да, Британия и Франция объявляли, что в добровольном порядке не будут в определенных случаях прибегать к вето. Но добровольный порядок — не обязанность. С какой же стати нам отказываться от своего права, гарантированного Уставом ООН, на чем настаивает теперь Киев?!
— Украина исчерпала арсенал средств давления на Россию, и теперь пытается ставить вопрос, решать который СБ ООН не уполномочен, — считает академик Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов. — Вопрос о праве вето в свое время решали Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль, и это решение утверждалось на установочной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Поэтому изменять любое положение Устава ООН Совет Безопасности не вправе. И поэтому инициатива Украины никакого значения ни возымеет — по сути, это пропагандистский трюк.
Вместе с тем, надо понимать: ООН действительно нуждается в реформе. В мире меняется ситуация, и главными субъектами становятся уже не государства, а транснациональные компании, которые ограничивают деятельность национальных правительств. Кроме того, уже сейчас признано наличие ряда мировых цивилизаций, которые играют большую роль, чем отдельные государства.
Исходя из этих перемен и следует пересматривать состав СБ ООН. Я считаю, сейчас уже можно рассматривать вопрос, чтобы постоянными членами Совета были именно представители мировых цивилизаций: Китая, Индии, Исламского мира, Постсоветского пространства, Северной Америки, Южной Америки, Европы, Африки. Вот тогда будет возможна более-менее конструктивная работа Совбеза. Сейчас же доминирование в СБ западных стран приводит к тому, что они проталкивают свою линию, без оглядки на интересы других, оправдывают свои явные огрехи, и прибегают к вето, когда на обсуждение ставятся разумные инициативы.
Но главное, я считаю, в процессе реформы вернуться к преамбуле Устава ООН, и его первой статье. Там сказано, что вся деятельность ООН, и прежде всего Совета Безопасности, направлена на предотвращение войны и запрещение агрессии. Именно на этом и нужно сосредотачиваться.