Сразу в 19 регионах России проходят праймериз, на которых «Единая Россия» должна определиться с будущими кандидатами в заксобрания. Претендентов на 638 мандатов уже более двух тысяч. «Свободная пресса» пыталась выяснить, в каких именно территориях предстоящие выборы будут самыми бурными и горячими.
Получили «откаты» на 375 миллионов
С начала весны в России покинули должности сразу два губернатора, причем оба с уголовными делами. 66-летний глава Удмуртии Александр Соловьев был уволен президентом «в связи с утратой доверия», этапирован в Москву и арестован: ему уже предъявили обвинение в получении взяток на общую сумму более 140 млн рублей. Если говорить точнее, то это были даже не взятки, а «откаты» за строительство новых мостов через реки Кама и Буй.
Спустя два дня в отставку «по собственному желанию» ушел Леонид Маркелов — 53-летний глава Марий Эл, один из политических долгожителей, который руководил регионом на протяжении 16 лет. Он уже принялся было готовиться к назначению сенатором в Совет Федерации, однако спустя неделю Маркелов был задержан, этапирован в Москву и арестован. Ему, как и накануне Соловьеву, также было предъявлено обвинение в получении взяток в размере 235 млн рублей. По версии следствия, это была плата за «общее покровительство» для птицефабрики «Акашевская», которая благодаря помощи Маркелова получала субсидии из федерального бюджета.
В обеих республиках были оперативно назначены временно исполняющие обязанности глав — оба «варяги», из столицы. Удмуртию возглавил секретарь Общественной палаты России, сопредседатель «Общероссийского народного фронта» и первый вице-президент «Опоры России» Александр Бречалов, а Марий Эл — председатель Арбитражного суда Московской области Александр Евстифеев.
Это обозначило тренд на «омоложение» губернаторских кадров. Напомним, что прежде обвинения в коррупции предъявляли лишь 11 региональным лидерам, и в числе прочих самыми резонансными стали уголовные дела в отношении главы Коми Вячеслава Гайзера (ущерб от преступных действий оценили в 1 млрд. рублей) и руководителя Сахалинской области Александра Хорошавина (взятка в размере $ 5,6 млн).
Расследование обоих дел продолжается. Ну а реальные сроки отбывают лишь два губернатора — Николай Денин из Брянской области (злоупотребление должностными полномочиями, ущерб — 22 млн рублей) и Вячеслав Дудка из Тульской области (взятка в 40 млн рублей).
Российские выборы «закодируют»
С начала весны Москва определилась еще с двумя региональными лидерами: остаются в своих должностях Валерий Радаев (Саратовская область) и Евгений Куйвашев (Свердловская область). Также предстоит определиться в ближайшее время с Евгением Савченко (Белгородская область) и Владимиром Волковым (Мордовия), чьи полномочия также истекают в этом году.
Не потому ли журналисты и политологи так пристально следят за всевозможными рейтингами «влияния» и «выживаемости» губернаторов, недостатка коих нет. На днях много шуму наделал «Кремлевский рейтинг», подготовленный Центром развития региональной политики (ЦРРП) под руководством не самого цитируемого политолога Ильи Гращенкова.
Повышенное внимание к нему было приковано исключительно потому, что не вышел привычный для элиты «Рейтинг эффективности губернаторов» от Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), который возглавляет Константин Костин, советник первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко.
Внимание к подобным рейтингам приковано еще и потому, что в Единый день голосования 10 сентября в регионах предстоят большие избирательные новшества. Они призваны сделать выборы более прозрачными и легитимными, а значит, отразятся и на раскладе сил.
Скажем, председатель Центризбиркома Элла Памфилова заявила, что именно на региональных выборах 10 сентября «протестируют» новые технологии, в частности, использование QR-кодов на протоколах участковых комиссий. Это должно ускорить подведение итогов и устранить саму возможность «переписывания» протоколов, уверена Памфилова.
Также уже на региональных выборах может не быть открепительных удостоверений: возможность голосования по месту фактического пребывания (в упрощенном порядке) должна повысить явку. Кстати, на президентских выборах (они пройдут 18 марта 2018 года) открепительных уже точно не будет — закон принят.
Праймериз как на сковородке?
Еще одно возможное новшество, на которое упирает Памфилова, — это ослабление «муниципального фильтра» для кандидатов в губернаторы. В этом вопросе Центризбирком поддерживают «Справедливая Россия» и КПРФ: последняя уже внесла на рассмотрение в Госдуму проект закона, который разрешит муниципальным депутатам на выборах поддерживать выдвижение не одного (как сейчас) кандидата, а сразу нескольких.
Мобилизовать электорат призваны и «открытые» праймериз «Единой России». В субъектах, где 10 сентября предстоит избрать депутатов заксобраний (а также горсоветов в региональных столицах), они стартовали еще 26 февраля, а 27 апреля завершится регистрация кандидатов. Затем стартуют дебаты, которые продлятся до 21 мая, а само внутрипартийное голосование состоится 28 мая.
Всего в заксобраниях семи регионов и 12 городских дум будут замещаться 638 мандатов, а подано почти две тысячи заявок от потенциальных кандидатов. «Свободная пресса» решила выяснить у директора Института политической социологии Вячеслава Смирнова, в каких регионах праймериз (а затем и последующие выборы) обещают быть наиболее бурными.
«СП»: — В каких регионах на праймериз вы прогнозируете возможные проблемы для «партии власти»?
— Праймериз проходит в целом гладко, хотя иногда достаточно тяжело найти сильных технических кандидатов в губернаторы. Ведь есть определенный парадокс. Президент назначил и.о. главы региона, а «Единая Россия» должна проводить альтернативный праймериз на эту должность, как будто президенту не доверяет.
Проблем на праймериз быть не может. Есть технические проблемы из-за недостатка кандидатов, но они решаются. «Закрытый» праймериз вообще беспроблемный, если избирком провел соответствующую работу с активом.
«СП»: — Но ведь в некоторых регионах конфликт элит неизбежен?!
— Там, где (как, например, в Бурятии), есть определенный конфликт элит, решаться он будет не на праймериз, а в администрации президента или полпредстве.
Если же он неразрешим, то, как правило, выступающий против назначенного президентом врио губернатора «альтернативный» кандидат на праймериз «Единой России» не идет, а собирает муниципальные подписи от другой партии. Но еще не было ни одного случая, чтобы действующий глава проигрывал предварительное голосование.
«СП»: — На сентябрьских выборах, выходит, тоже в целом все предрешено, на ваш взгляд?
— На губернаторских? Да, если судить по социологии и отсутствии сильных кандидатов. За исключением, пожалуй, Свердловской области, если сити-менеджер Екатеринбурга Евгений Ройзман сможет собрать подписи муниципальных депутатов и договориться с элитами. Вот тогда очень интересная будет кампания. А как чиновник Ройзман, кстати, Кремль вполне устраивает.
Идет «поколение 90-х»!
По мнению руководителя Северо-Кавказского филиала Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Геннадия Косова, проблем ни на праймериз, ни на выборах быть не должно.
«СП»: — Какие регионы вы могли бы отнести к «проблемным»?
— А что, у нас есть регионы с высоким процентом протестного голосования? Регионы, традиционно голосующие не за «Единую Россию»? Регионы с «опрокидывающим» голосованием? Регионы с невысоким процентом голосов за «Единую Россию»?!
Мне представляется, что никаких сюрпризов не будет. В целом голосование пройдет в тех же цветах и цифрах, что и голосование на выборах в Госдуму 2016 года. Если считать, что на этих выборах были проблемные регионы, то они же и будут на выборах в сентябре 2017 года.
«СП»: — А как, на ваш взгляд, скажется на явке избирателей кризисная ситуация в стране?
— Одна из проблем — коллективная негативная эмоция населения. Проблемы, связанные с уровнем и качеством жизни, актуальны для всех регионов. И парламентские, и непарламентские партии будут прилагать усилия, направленные на управление этой негативной эмоцией.
Но нужно учитывать еще один факт. С каждыми выборами, и с каждым годом мы будем сталкиваться со снижением интереса людей к политике. Это можно объяснить выходом на арену «поколения 90-х».
«СП»: — Ну а на Кавказе где обещает быть самая интересная борьба?
— В Северной Осетии будет избираться парламент. Можно предположить, что здесь традиционно «столкнутся» единороссы и «Патриоты России». Вероятно, что свои «пять копеек» в предвыборную интригу и итоги голосования внесут и иные партии, например «Партия дела».