Материал комментируют:
Алексей Кузнецов
Алексей Мартынов
19 июня Европейский союз продлил санкции против Крыма еще на год. Такое решение было принято на встрече глав внешнеполитических ведомств стран-членов ЕС без обсуждения. В пресс-релизе отмечается, что меры продлены «в ответ на незаконное присоединение Крыма и Севастополя Россией до 23 июня 2018 года». Срок действия нынешних ограничений должен был истечь 23 июня.
Санкции против Крыма запрещают гражданам Европейского союза и расположенным в ЕС компаниям импортировать любую продукцию из Крыма, инвестировать в экономику полуострова, приобретать там недвижимость, финансировать бизнес, оказывать туристические услуги. Запрещен и экспорт товаров и технологий в сферах транспорта, телекоммуникаций и энергетики, а также связанных с добычей и переработкой нефти, газа и полезных ископаемых, а также оказание любых технических услуг компаниям, занятых в этих секторах. Европейским судам запрещен вход в крымские порты, за исключением экстренных ситуаций.
Первые ограничения против полуострова, а также ряда крымских политиков были введены еще в июне 2014 года и с тех пор неоднократно продлевались и расширялись.
О том, что Евросоюз планирует продлить санкции против Крыма, стало известно еще в начале июня, когда СМИ сообщили о том, что постпреды уже согласовали продление ограничений. После этой новости вице-премьер крымского правительства Георгий Мурадов заявил, что ограничения против республики рано или поздно «захлебнутся в собственной бесперспективности».
«После референдума (2014 года — ред.) на нас, по существу, пошла волна агрессии, которая до сих пор продолжается. Это дело неприемлемое, и мы считаем, что это все скоро захлебнется, потому что противоречит интересам самих государств, которые устраивают эту агрессию, и интересам мира и безопасности», — сказал Мурадов.
Представители высшего руководства Евросоюза неоднократно подчеркивали, что по-прежнему не признают вхождение Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации законным. Так, в марте 2017 глава европейской дипломатии Федерика Могерини заявила, что «незаконная аннексия Крыма и Севастополя остается «непосредственным вызовом международной безопасности, имеющим серьезные последствия для международного правопорядка, который гарантирует целостность и суверенитет всех стран».
7 июня в интервью газете «Известия» постпред России при ЕС Владимир Чижов говорил о том, что в Евросоюзе созревает ситуация для пересмотра «одного из трех пакетов антироссийских односторонних рестриктивных мер». В отношении крымских санкций этот прогноз не сбылся. Впрочем, остаются еще два пакета — экономический и секторальный — которые, по данным Чижова, истекают 31 июля.
Что касается Крыма, местные власти утверждают, что санкции не оказывают серьезного негативного эффекта на экономику полуострова. Глава Общественной палаты Крыма Григорий Иоффе заявил, что это не более чем «комариный укус». Сами ограничения он назвал местью крымчанам за решение жить на своей исторической Родине.
«Когда-то это все звучало страшно, и думалось, что это все непреодолимые неприятности. Сегодня мы понимаем, что санкции — это дело политическое, которое замешено на определенных экономических делах… В мире существует несколько прецедентов, похожих на крымские события, но там санкции никогда не вводились. Выходит, что некие политические силы на Западе просто мстят крымчанам за их выбор. Эти санкции абсолютно бесполезны. Если бы о них все время не напоминали и не талдычили, то никто бы в Крыму их и не заметил. После того, что мы уже пережили с водной блокадой, энергетической, продовольственной, транспортной, нам эти санкции как комариный укус. Это уже тоже понимают на Западе, но продолжают делать хорошую мину при плохой игре», — подчеркнул Иоффе.
Прокомментировал продление санкций против Крыма и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Позиция Кремля в отношении таких действий остается «традиционно негативной».
«Мы по-прежнему не согласны с этими санкциями. Мы не считаем их легитимными, более того, мы считаем эти санкции наносящими вред не только нам, но и самим странам, которые являются их инициаторами», — сказал Песков.
Руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов считает, что без внутренней трансформации в ЕС изменений отношения к «крымскому вопросу» со стороны европейцев ждать не стоит.
— Это достаточно ожидаемое решение. Санкции хотя и приносят вред бизнесу, в том числе европейскому, не являются для ЕС такими критичными, чтобы их отменять. Это вопрос сугубо политический. Так как мы не видим особых перемен на политической арене ЕС, и уж тем более нет подвижек, связанных с изменением позиции Евросоюза по поддержке украинского режима, приведенного ими же к власти в результате государственного переворота, трудно ожидать, что будут какие-то изменения в отношении Крыма.
Крыму, если называть вещи своими именами, мстят за то, что народ решил продемонстрировать свое демократическое волеизъявление. Для ЕС, где уже давно кризис демократии, наличие таких примеров перед глазами — как заноза.
«СП»: — Но ведь периодически возникают разговоры о смягчении санкций…
— Крым будет последним на пути отмены санкций. Позиция ЕС в том, что Крым должен всегда быть украинским, и они вряд ли будут ее пересматривать в обозримой перспективе. Санкции в целом не имеют никакой мотивировки, кроме как ослабить Россию. Все эти разговоры о минском процессе совершенно несостоятельны. С таким же успехом можно было объявлять санкции против членов ЕС, которые по идее должны понуждать Украину к миру.
Но в отличие от общероссийских санкций, ограничения против Крыма, повторю, это месть всем жителям полуострова. Это ведь нарушение прав двух миллионов людей, которые высказали свое мнение. Но рассуждать о современном Евросоюзе, как о демократическом образовании, довольно сложно. Где-то у них соблюдаются права, а где-то нет, в каких-то случаях им важны демократические ценности, а в других они закрывают на них глаза. По Крыму руководство ЕС приняло такое политическое решение, и это надолго.
Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов считает, что санкции и напряженные отношения между Россией и ЕС — это не временное явление, а новые условия взаимодействия.
— Санкции — это действия ограничительного характера, призванные добиться изменения или отказа от политических позиций, которые кажутся ЕС неверными. В данном случае, неверной кажется им наша суверенная позиция по Крыму. Все прекрасно понимают, что решение о возвращении Крыма в Россию по результатам волеизъявления его граждан не имеет обратной силы. Крым и Севастополь — это навсегда территория Российской Федерации, что записано в российской Конституции, главном законе страны.
Некоторые связывают санкции с Владимиром Путиным. Но кто бы ни стал в будущем президентом Российской Федерации и какой курс бы он ни избрал, фундаментальные основы Конституции, в том числе запись о 84-м и 85-м субъектах Федерации — Крыме и Севастополе, не изменится никогда. Исходя из этого понимания, можно предположить, что это уже никакие не санкции, а новые условия взаимодействия России и Евросоюза. От которых по сравнению с тем, что было до введения этих нелепых ограничений, в большей степени страдают сами европейские экономические агенты. Они ведь помнят, какую выгоду получали до этого, а теперь видят, что теряют, уходя с российского рынка. Кстати, многие уходить совсем не хотят и ищут какие-то способы здесь остаться, и у них это получается через разные структуры и схемы.
«СП»: — Как нам выстраивать отношения с ЕС с учетом этой новой реальности?
— Конечно, это новые правила игры и взаимодействия с ЕС. Но несмотря на такое коллективное бюрократическое решение на уровне Евросоюза, существуют еще и двусторонние отношение России с отдельным странами Европы, в том числе членами ЕС. И в этой части, безусловно, будут и уже вырабатываются механизмы двустороннего взаимодействия, которые позволят обходить значительную часть санкций и вести взаимовыгодное сотрудничество. Вот и все, чего добились евробюрократы, следуя политике, придуманной еще прошлой американской администрацией.
«СП»: — Может ли Евросоюз все же изменить свои взгляды на крымский вопрос и признать его статус де-юре или хотя бы де-факто?
— Когда мы говорим «Евросоюз», мы преувеличиваем субъектность и суверенность этого межгосударственного образования. Конечно, члены ЕС очень плотно связаны финансово и экономически. Но суверенными, несмотря на это, остаются отдельные государства. Да, была попытка сделать из ЕС квазигосударственное образование с общеевропейским правительством, президентом и конституцией. Но все это уперлось в несколько стран, которые не захотели идти этим путем и, скорее всего, процесс так и не будет завершен. Поэтому для нас не так уж принципиально, как относится Брюссель к Крыму. Гораздо важнее, как к нему относятся отдельные государства. Думаю, что в этом плане развитие будет в позитивную сторону.
«СП»: — Насколько сильно продление санкций ударит по Крыму?
— По большому счету, и Крыму, и другим субъектам Федерации, и стране в целом от этого ни жарко, ни холодно. Инвестиционная привлекательность Крыма от санкций не падает. Напротив, там в очереди стоят люди, которые хотели бы вложить деньги в его инфраструктуру и развитие курортов. Если это не граждане Европы, какая нам разница? Хотя должен сказать, что и европейцев среди них очень много. Они обходят ограничения, используя разные схемы, потому что с экономической точки зрения это очень привлекательные и интересные инвестиции. Со стороны евробюрократов недальновидно и неумно продолжать свою политику, но это их дело.
Повторю, Крым навсегда останется частью Российской Федерации. И количество ее субъектов может только увеличиваться, а не уменьшаться. Думаю, если Запад будет продолжать действовать подобным образом и разговаривать с Россией через губу, не идти на компромисс, многие бывшие советские республики или их части захотят стать субъектом РФ по примеру Крыма. Естественно, абсолютно законным и легальным путем, как было в случае с полуостровом. Ведь, напомню, что при возвращении Крыма были соблюдены все нормы международного права, что и бесит европейцев, которым юридически не к чему подкопаться.