Материал комментируют:
Борис Шмелев
Группа отставных политиков и чиновников из России, США, Великобритании и Германии написала открытое письмо президентам России и США Владимиру Путину и Дональду Трампу, призывая их снизить напряженность, возникшую между двумя странами. Об этом сообщает «Коммерсант».
Авторы письма — бывший министр иностранных дел России Игорь Иванов, экс-посол Германии в США Вольфганг Ишингер, бывший председатель комитета по делам вооруженных сил США Сэм Нанн и бывший министр обороны Великобритании Десмонд Браун. «Пропасть, разделяющая сегодня Россию и Запад, никогда не была столь глубокой со времен окончания холодной войны», — читаем в тексте письма. Поэтому, как считают его авторы, несмотря на разногласия, главам России и США необходимо найти в себе силы принять ряд мер, направленных на укрепление международного мира, борьбу с терроризмом и предотвращение опасных инцидентов.
Прежде всего, авторы письма предлагают Владимиру Путину и Дональду Трампу напомнить миру о том, что «в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана».
Также предлагается создать «Группу кризисного управления Россия-НАТО» и восстановить диалог между военными ведомствами России и США. По мнению авторов, «за счет восстановления контактов и повышения прозрачности и доверия в военной сфере» стороны могут «снизить риски катастрофической ошибки или случайности».
Политики и чиновники также призывают две страны запустить совместную инициативу по предотвращению ядерного терроризма. В частности, предлагают наладить сотрудничество в деле охраны расщепляющихся материалов, которые потенциально могли бы быть использованы для изготовления «грязной бомбы». Наконец, четвертым пунктом авторы письма предлагают «через диалог выйти хотя бы на неофициальное понимание киберугроз, направленных на вмешательство в стратегические системы предупреждения, ядерного командования и контроля». Отсутствие такого понимания создает неоправданные угрозы в «стратегическом ядерном кибермире», полагают они.
Скорее всего, это обращение сделано в преддверии саммита G20 в июле, где, как ожидается, должны встретиться лидеры России и США.
Действительно, судя по последним заявлениям высокопоставленных американских военных и политиков, возникает ощущение, что с приходом Трампа антироссийские настроения в США только усилились.
Есть ли шанс, что ныне действующие политики прислушаются к мнению «отставников»? И есть ли вообще способ в нынешней ситуации уменьшить накал противостояния между Россией и Западом?
— Я бы не стал преуменьшать значение этого письма, — говорит руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. — Оно составлено людьми, хотя и ушедшими из политики, но достаточно уважаемыми во всём мире. Именно как призыв к здравому смыслу, оно имеет свою ценность. Но есть большие сомнения, что какой-то из предложенных ими пунктов будет реализован. И даже если, скажем, будет создан некий дополнительный орган, координирующий взаимодействие России и США, эффективность его работы будет невелика. Поскольку нет доверия между двумя сторонами пока ещё холодного противостояния.
Да, изначально Запад нарушил все свои обещания: раздвинул территорию НАТО до наших западных границ. Теперь речь идёт о создании военных баз альянса рядом с нами. Конечно, Россия не могла не реагировать.
В результате возникло противостояние, которое теперь уже развивается по своей логике. И вот так вот взять его и остановить миролюбивыми заявлениями нельзя.
При том, что кому-кому, а России это противостояние не выгодно. У нас неизмеримо меньше финансовых и экономических ресурсов, чем у Запада, и в наших интересах было бы сосредоточить все усилия на развитии экономики. Однако Запад целенаправленно толкает нас к конфронтации, последовательно отказываясь от всех достижений периода «разрядки». Вот теперь уже под вопросом Договор о ракетах малой и средней дальности (РСМД). Постоянно совершенствуется американская система ПРО. То есть нас последовательно склоняют к началу новой гонки вооружений, которая вымотала бы Россию, как перед этим СССР. Да, эта гонка, по сути, уже идёт последние пару лет.
Мало того, совершенно очевидно, что если бы у нас не было ядерного оружия, мы давно бы разделили участь Югославии. Поэтому американцы и делают всё возможное, чтобы «сломать» наши «ядерные зубы».
Россия заинтересована в том, чтобы конфронтация с Западом ослабла или даже сошла на нет. Для нас это важно, даже жизненно важно. Такая глобальная конфронтация нам не по плечу.
«СП»: — Всё-таки часть экспертов продолжает надеяться, что Трамп возьмёт и предложит России некую очень выгодную политическую сделку.
— Да, сейчас весь мир живёт ожиданием встречи Владимира Путина и Дональда Трампа в июле на саммите Большой двадцатки. Но я бы не стал ждать от неё чего-то особенного. У нас любят говорить, что вот, дескать, Трамп и хотел бы дружить с Россией, но ему не позволяет истеблишмент, который настроен антироссийски. Политиков и политологов это волновать не должно, судить надо по делам. А дела таковы, что никакой разрядки не наблюдается. Наоборот, вероятность прямого военного столкновения даже возросла с приходом Трампа. Я говорю о последних действиях американцев в Сирии. А теперь ещё Россия вышла из меморандума, который был хоть какой-то гарантией того, что нас предупредят о нанесении ударов американцев по тем или иным районам. С нашей стороны это был шаг резкий, но вынужденный. Сама логика противостояния подтолкнула к нему.
«СП»: — Часть российских экспертов считает, что раз уж всё равно Запад не идёт на примирение, надо вести более последовательную, наступательную политику. Например, оказать прямую военную поддержку республикам Донбасса.
— Подобные эксперты не учитывают состояние российской экономики. Усиление конфронтации с Западом, которое возникнет, если мы перейдём к «наступательной политике», неизбежно отразится на социально-экономической ситуации в самой России. А учитывая, что и сегодня дела в экономике у нас обстоят совсем не блестяще, это может привести к росту социальной напряжённости в самой стране. Это мы уже проходили во времена позднего СССР. Мне кажется, Владимир Путин в какой-то мере понимает это. Так же, как и то, что мы вступили в новую холодную войну с Западом, не имея союзников.
«СП»: — Кстати, недавно опубликованное исследование ВЦИОМ показало, что возможными союзниками России респонденты считают Китай (41%), Белоруссию (25%) и Казахстан (18%). При этом 10% опрошенных ответили, что в случае военного нападения помощь России не окажет никто. А как вы считаете, может ли Китай оказать нам военную помощь?
— Я считаю, что Китай не пойдёт на конфликт с Западом из-за России. Максимум, на что мы можем рассчитывать, это — «позитивный нейтралитет». После переговоров глав КНР и США в апреле этого года, были подписаны торговые контракты на триллионы долларов. Ради нас Китай терять их не хочет, да и не может. Россия должна рассчитывать только на себя.
— Данное письмо представляет интерес разве что с точки зрения мемуарного жанра, — иронизирует профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук, член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло. — Видимо, они долго будучи не у дел решили напомнить о себе, и играть роль этаких «прокладок» между Россией и Западом, которые бы взяли на себя смягчение ситуации.
Однако реальное взаимодействие между Россией и США идёт по ряду каналов, как формальных, так и не формальных. Оно гораздо более интенсивное, чем можно судить по СМИ. Да, это зачастую негласное взаимодействие — острое и непростое, но оно идёт и даже интенсифицируется.
Да, какой-то риск того, что произойдёт прямое военное столкновение российских военных с военными НАТО, имеет место. Однако все угрожающие заявления делаются на публику. Идёт «игра мускулами». Часто обвинения России в агрессии делают те, кто заинтересован в увеличении военных расходов. Реальная политика нередко серьёзно отличается от того, как она воспринимается из СМИ. А те, кто писал пресловутое обращение, поскольку они уже не действующие политики, не знают многих потайных нюансов и во многом делают свои выводы, как и все, из открытых информационных и дезинформационных источников.
Между тем, сама по себе агрессивная риторика не опасна. Мало того, если бы американцы реально были настроены на столкновение с Россией, они бы не разменивались на громкие заявления. А нанесли удар неожиданно, как они это уже делали в Сирии.
Я считаю, что во время встречи Трампа и Путина (я уверен, что это произойдёт в июле), президентам не нужны будут никакие посредники. Я считаю, что Трамп озвучит на этой встрече свою политическую программу в отношении России. Сейчас эта повестка не озвучена, что вызывает определённое чувство тревоги. Причём не только в России. Я уверен, что сразу после встречи Путина и Трампа накал конфронтации между Россией и Западом начнёт понемногу снижаться. Нас ждут сюрпризы.