Материал комментируют:
Геворг Мирзаян
Николай Топорнин
Законопроект о санкциях против РФ может вызвать раскол между США и ЕС. Такое мнение высказал CNN научный сотрудник британского Королевского института международных отношений, специалист по России и Евразии Ричард Конноли.
Как отмечает эксперт, США и ЕС до сих пор проявляли «исключительную жесткость» в том, что касается сохранения санкций против Москвы. В итоге рестрикции «нанесли ущерб российским структурам, но и западные фирмы тоже пострадали».
«Американские и европейские обрабатывающие и энергетические гиганты потеряли много денег. Отложены были поставки французских боевых кораблей и германского оборудования. Были приостановлены инвестиционные проекты на миллиарды долларов энергетических гигантов, таких как ExxonMobil, Total и Shell. Особенно большой ущерб был нанесен странам, которые исторически поддерживали тесные торговые связи с Россией — Италии, Венгрии и Болгарии», — констатирует аналитик.
Причем ключевым фактором, до сих пор позволявшим Западу поддерживать санкции против РФ, была «координация между Вашингтоном и Брюсселем». «Однако скоро этому единству может быть положен конец», — считает эксперт.
По его мнению, если санкционный законопроект, уже одобренный Конгрессом, подпишет президент США Дональд Трамп, это может «вбить клин между Европой и США». «Официальные лица в ряде влиятельных европейских государств считают, что новый пакет санкций выходит за комфортные для них рамки», — указывает аналитик.
«Многие должностные лица в ЕС считают, что это слишком грубый инструмент. Идея попытаться одними и теми же средствами воздействовать на коррупцию в России и на внешнюю политику страны может показаться кому-то в Вашингтоне привлекательной, но влиятельные игроки из числа европейских государств, в первую очередь Германия, полагают, что это неприкрытая попытка со стороны США увеличить свое влияние в сфере экономики», — считает эксперт.
Новые санкции, с его точки зрения, тоже нанесут ущерб экономике РФ, но для Москвы «это будет компенсировано появлением первого настоящего трансатлантического раскола». «С точки зрения широкого геополитического конфликта между Россией и Западом, это, несомненно, будет наиболее значимым последствием действий со стороны Конгресса», — подчеркнул эксперт.
О санкциях завила и Германия. Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль сообщил, что Берлин ни в коем случае не потерпит экстерриториального применения американских санкций, нацеленных против России, к европейским предприятиям.
Как далеко готов зайти ЕС в споре с США в защите собственных интересов, могут ли санкции отколоть Европу от Америки?
— Европа впервые четко и жестко выражает недовольство американской политикой, — считает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — И намечающийся разрыв может проявиться в конкретных шагах весьма скоро.
26 июля, когда Еврокомиссия завершила работу над новыми санкциями в отношении России, глава ЕК Жан-Клод Юнкер ясно дал понять, что меры в ответ на действия США будут подготовлены в максимально короткие сроки. На мой взгляд, для согласования позиций ЕС может потребоваться до трех недель.
Эксперты предполагают, что американские энергетические компании могут быть ограничены в своих возможностях в Европе. Кроме того, ограничения на некоторые компании США могут быть наложены в части кредитования в европейских банках и их вхождении в европейскую финансовую систему.
В принципе, Евросоюз может, в пику США, пойти и на частичную отмену антироссийских санкций. Хотя скандал с поставками в Крым турбин Siemens мешает сейчас движению на этом направлении.
Как видим, набор инструментов противодействия у европейских политиков не такой уж значительный.
Понятно, что ЕС не будет объявлять США торговую войну. Но в нынешней ситуации важен, прежде всего, политический прецедент: впервые ЕС предпримет действия против Вашингтона. А дальше это может пойти по нарастающей.
«СП»: — Почему вы так думаете?
— Сейчас канцлер ФРГ Ангела Меркель озабочена предвыборной кампаний, и ведет себя на внешней арене очень осторожно. Шансы ее партии на выборах, замечу, очень высокие — практически нет сомнений, что Меркель останется канцлером.
Так вот, Меркель, по моим наблюдениям, очень чувствительна к ситуациям, когда ее партнеры в чем-то не держат слова. Как раз Трамп своего слова не держит. И уж если у канцлера возникло недоверие к президенту США, поменять ее мнение на противоположное вряд ли удастся.
Да, Меркель — прагматичный политик. Она понимает, что с США обязательно нужно сотрудничать — это многомиллиардный рынок, на который экспортируются немецкие автомобили, станки, компьютеры, фармацевтика. И, надо думать, она не забыла скрытой угрозы Трампа ограничить доступ немецких товаров на американский рынок.
С точки зрения Меркель, Трамп непоследователен и непредсказуем. И потому можно уверенно предположить, что пока Дональд Трамп будет президентом США, былой слаженности между Америкой и Европой не будет.
«СП»: — До какой точки дойдет раскол?
— ЕС и США, несмотря на все разногласия, остаются стратегическими партнерами. Их объединяют западная демократия, общие ценности, рыночная экономика, общественные институты. Наконец, военно-политическое партнерство в рамках НАТО. Поэтому полномасштабной санкционной войны между Европой и Америкой, включающей введение заградительных пошлин и ограничения торговых поставок, мы точно не увидим.
Не увидим и сверхжестких мер против компаний США, которые бы подталкивали ситуацию к фазе глубокого конфликта.
Скорее всего, отношения США-ЕС больше просто не будут ни гармоничными, ни радушными. И европейцы будут больше думать своей головой — принимать решения, базируясь на собственных возможностях и интересах. Они будут, я считаю, выводить США за скобки этих решений, заранее предполагая, что Америка в состоянии нанести Европе ущерб.
«СП»: — Что делать России в этой ситуации?
— Россия, я считаю, должна придерживаться стратегии, которая опирается на два постулата. Во-первых, нам на очень длительное время следует забыть о возможности сотрудничества с США. Напомню, что пресловутая поправка Джексона-Вэника, принятая в 1974 года к закону о торговле США, и направленная против ущемления прав человека в СССР, до сих пор не отменена в полном объеме. Новый же санкционный законопроект фактически закрепляет за главой Белого дома второстепенную роль в определении будущей политики на российском направлении, хотя на протяжении последних десятилетий отношения с Москвой определял именно президент США, согласовывавший свои действия с Конгрессом. Это означает, что новый санкционный пакет не только будет действовать длительное время, но и может быть дополнительно усилен.
Нам нужно поддерживать отношения с Вашингтоном на минимальном уровне, чтобы не допустить горячего конфликта — и только.
Второй же постулат заключается в том, что теперь перед Россией открываются возможности в расширении сотрудничества с ЕС. Хотя для их реализации, возможно, Брюссель потребует от Москвы уступок по Украине.
— Раскол между США и ЕС был голубой мечтой российского руководства, — отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян. — Кремль всегда считал, что ему проще разговаривать не с коллективным Западом, а отдельно с Европой и отдельно с США. А еще лучше — отдельно с каждой европейской страной. Поскольку есть Италия и Франция, с которыми у нас нормальные отношения, и Германия, с которой были нормальные отношения. И разговаривать с любой из этих стран куда проще в двустороннем формате, чем в коллективном, когда они вынуждены занимать единую позицию с недружественными РФ поляками или американцами.
Теперь между ЕС и США действительно наметился раскол, которым Москва может воспользоваться. Да, Европа никогда не введет санкции против американцев — это невозможно институционально. Но сейчас мы имеем шансы наладить более тесное сотрудничество с отдельными европейскими странами. Если, конечно, будем действовать грамотно, и хорошо разыграем выпавшую нам карту.