Последние дни официальный представитель российского МИДа Мария Захарова только успевает выступать с письменными и устными заявлениями, призванными дать отпор американским инсинуациям по поводу грядущих визовых затруднений для наших граждан. Целиком поддерживая все положения этих заявлений в части, касающейся противодействия американскому давлению, и выступая за дальнейшее ужесточение российской позиции, автор этих строк хотел бы обратить внимание на гораздо более существенные обстоятельства, чем «трудности» в получении виз нашими туристами.
На канале «Россия-1», к слову, Захарова уже назвала эту процедуру пакостью:
— Мы прекрасно понимаем, что это такое запугивание, это такое давление на российскую сторону, это такая очередная пакость, которая будет сделана россиянам, — говорит Захарова и в очередной раз дает понять, что достойного ответа мы Америке дать не можем, что подтвердила предыдущая история.
Но вернемся к главному. В своем блоге г-жа Захарова пишет: «…я никогда (а почему, собственно? — С.Д.) не задала бы этого вопроса, если бы ни сделанная ими же увязка количества сотрудников с оказанием консульских услуг россиянам. Надоело, когда людей дурят». И теперь по порядку. Захарова сообщает: «Мы так и не услышали от американских коллег официальных заявлений о точном или приблизительном количестве сотрудников дипломатических и консульских учреждений США на территории России. А для публичной полемики по визовым вопросам, которую они же и развязали, это важно. И если теперь нам рассказывают, что „сокращение коснётся оформления виз“, то логично было бы озвучить точные или приблизительные (это как?! — С.Д.) данные, сделав это официально. В прессе мелькала цифра: 1200 дипломатов и сотрудников задействовано Вашингтоном в России. Официальных подтверждений или опровержений не было (а это как понимать? — С.Д.) — Госдеп эти цифры почему-то закрыл. Почему? Россия свои цифры озвучила, пригласив к паритету, — 455».
В телеверсии речь шла о том, чтобы: «свести это количество (дипломатов каждой из сторон — С.Д.) до ЧЕТЫРЕСТА (может быть, все-таки, „ЧЕТЫРЕХСОТ“? — С.Д.) пятидесяти пяти человек…(1:12:40 стрима — С.Д.) Я хочу напомнить вам (1:13:42 стрима — С.Д.), что сейчас российских дипломатов и сотрудников загранучреждений в США 455 человек. Сотрудников американских дипломатических и консульских представительств на территории нашей страны — ПО ОЦЕНКАМ НЕОФИЦИАЛЬНЫМ — порядка тысячи двухсот человек! То есть, вы представляете разницу! Речь идет и о дипломатах, и о персонале (видимо, имеется в виду технический персонал без диппаспортов и, может быть, российские граждане, работающие в посольстве, но уточнения не последовало — С.Д.)».
В предыдущем материале на эту же тему я писал об умалчивании г-жой Захаровой данных о численности американского дипперсонала: «Как карьерный дипломат она понимала, что назови она цифры — разверзнется ужас. Поэтому выбрала демонстрацию неинформированности».
Как теперь выясняется, я был слишком хорошего мнения об официальном представителе МИДа. Да и о самом МИДе. Ничего они не понимают.
Как теперь выясняется, официальный представитель МИДа — а значит, и сам МИД — ни малейшего понятия не имеют о численности сотрудников американских и консульских представительств в России. Иначе не была бы написана такая фраза, как: «Мы так и не услышали от американских коллег официальных заявлений о точном или приблизительном количестве сотрудников дипломатических и консульских учреждений США на территории России». Или: «логично было бы озвучить (и кто же это должен сделать? — С.Д.) точные или приблизительные (?!) данные, сделав это официально.» Или: «В прессе мелькала цифра…». Или: «Официальных подтверждений или опровержений не было — Госдеп эти цифры почему-то закрыл». Это еще что за детский лепет?
Прискорбно, но мне придется напомнить официальному представителю МИДа некоторые элементы вузовского курса дипломатического и консульского права. Так, Статья 2 Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961 года) гласит: «Министерство иностранных дел государства пребывания или другое министерство, в отношении которого имеется договоренность, уведомляется:
1. a) о назначении сотрудников представительства, их прибытии и о их окончательном отбытии или о прекращении их функций в представительстве;
2.b) о прибытии и окончательном отбытии лица, принадлежащего к семье сотрудника представительства и, в надлежащих случаях, о том, что то или иное лицо становится или перестает быть членом семьи сотрудника представительства;
3.c) о прибытии и окончательном отбытии частных домашних работников, состоящих на службе у лиц, упомянутых в подпункте «а» настоящего пункта, и, в надлежащих случаях, об оставлении ими службы у таких лиц;
4.d) о найме и увольнении лиц, проживающих в государстве пребывания, в качестве сотрудников представительства или домашних работников, имеющих право на привилегии и иммунитеты".
Аналогичное положение содержится в Венской конвенции о консульских сношениях (1963 года). Статья 24 Конвенции гласит:
«1. Министерство иностранных дел государства пребывания или указанный этим министерством орган уведомляется:
1. а) о назначении работников консульского учреждения, их прибытии после назначения в консульское учреждение, об их окончательном отбытии или о прекращении их функций и обо всех других изменениях, влияющих на их статус, которые могут произойти во время их работы в консульском учреждении;
2. b) о прибытии или окончательном отбытии лица, являющегося членом семьи работника консульского учреждения и постоянно вместе с ним проживающего, а также, в надлежащих случаях, о том, что то или иное лицо становится или перестает быть таким членом семьи;
3.с) о прибытии и окончательном отбытии частных домашних работников и, в надлежащих случаях, о прекращении их службы в качестве таковых;
4.d) о найме и увольнении лиц, проживающих в государстве пребывания в качестве работников консульского учреждения или частных домашних работников, имеющих право на привилегии и иммунитеты".
То есть, без ведома российского МИДа никто из американских дипломатов и сотрудников консульских учреждений не может ни вступить в должность в своем загранпредставительстве, ни уволиться с этой должности. А поскольку для въезда дипломатических и консульских работников из США в Россию требуется еще и дипломатическая виза, то можно утверждать, что заполнение должностей в американских и консульских учреждениях США в РФ происходит не только с ведома, но и с согласия Смоленской площади.
Эти «тихие американцы» ни объявиться в нашей стране, ни ее покинуть без ведома МИДа не могут. Какие еще такие «официальные заявления о точном или приблизительном (а это еще что такое? — С.Д.) количестве сотрудников дипломатических и консульских учреждений США на территории России» г-жа Захарова надеется услышать от американских коллег?
А, если «услышит», то поверит? И даст гарантию, что сотня-другая црушников и румошников не перешла в России на нелегальное положение? И где их теперь отлавливать? И чего они уже успели натворить, пока МИД их проворонил? А то ведь даже премьер Медведев заговорил о том, что США нам войну объявили! Торговую, правда, но зато «полноценную». И как насчет морпехов, охраняющих американские представительства в нашей стране? Сколько из них — «морские котики»? Может быть, пора пересмотреть и назвать Корпус морской пехоты США преступной террористической организацией? Американцы с легкостью поступили так в отношении иранских Стражей исламской революции — но те-то просто милые детсадовцы по сравнению с американскими головорезами, творящими воинские преступления и преступления против человечности по всему миру!
И что значит фраза г-жи Захаровой: «Госдеп эти цифры почему-то закрыл?» Может быть, США грубо и беспардонно нарушают Венские конвенции? Так заявите об этом прямо и недвусмысленно! И потребуйте привести дела в нормальное состояние, установите срок и определите санкции (т.е. меры наказания). Хоть вплоть до полного закрытия их представительств!
Повторюсь: «Никакого секрета списки дипломатического состава не содержат. Это — публичные данные, и госдеп, например, их преспокойно размещает на своем сайте». Кстати, на том сайте госдепа указаны не только дипломаты, но и их супруги. Мой прошлый опыт пиарщика и джиарщика подсказывает мне, что наполнение сайта МИДа контентом должно быть одной из функциональных обязанностей именно г-жи Захаровой. И, соответственно, отсутствие таких данных на этом же сайте следует считать упущением в её же работе. Я (слава Богу!) для МИДа человек сторонний, но сильно подозреваю, что все данные о численности «тихих американцев» в России можно легко обнаружить в Консульском департаменте самого же МИДа. Просто лениться не надо и не пытаться давить на жалость.
Очень некрасиво выходит — словно Россия какая-то колония Америки или оккупированная территория, куда американцы наезжают без нашего ведома! Не говоря о согласии. А если в МИДе не могут (или не хотят?) найти сведения о численности американского персонала дипломатических и консульских представительств в нашей стране, то, может быть, соответствующим компетентным органам имеет смысл провести проверку на предмет наличия в деяниях (пока) неустановленных лиц признаков состава преступления, предусмотренного статьей 293 «Халатность»?
Нам тоже, знаете ли, выражаясь словами г-жи Захаровой, «надоело, когда людей дурят».