«Жемчужина в пустыне» — именно такое прозвище получил богатый нефтяными месторождениями 200-тысячный Дейр-эз-Зор, расположенный на берегу Ефрата в окружении бесконечной пустыни на востоке Сирии.
Удобное географическое расположение служило замечательным подспорьем для осуществления торговли — город находился на пересечении двух торговых путей. Дейр-эз-Зор был одним из центров Великого Шелкового Пути и, вместе с тем, связывал регион Персидского залива с Западной Азией.
В апреле 2014 года боевики ДАИШ (ИГ — организация запрещена в РФ) в ходе своего весеннего наступления на Пальмиру перерезали шоссе Дамаск —Фадгами — единственную дорогу, которая связывала Дейр-эз-Зор с остальными сирийскими городами: наземное сообщение с внешним миром было практически полностью утрачено.
Чтобы сжать кольцо блокады, в сентябре 2014 года террористы развернули полноценное наступление на город. Однако полного захвата удалось избежать. Боевики овладели примерно половиной кварталов и не смогли захватить ряд важнейших объектов благодаря стойкости 137-й бригады сирийской армии и десантников 104-й бригады Республиканской гвардии.
Поддержку правительственным войскам оказали оставшиеся в городе армяне, курды, ассирийцы и друзы. При этом, как неоднократно констатировали эксперты, часть суннитского населения, недовольного режимом Башара Асада, встало на сторону джихадистов. В течение 3,5 лет окруженный гарнизон города получал помощь только с воздуха.
Основная цель ДАИШ заключалась в том, чтобы захватить авиабазу, где дислоцирована 8-я эскадрилья сирийских ВВС. В начале 2017 года Дэйр-эз-Зор оказался в тяжелейшей ситуации из-за попыток террористов расчленить правительственные силы.
Положение гарнизона улучшалось по мере продвижения сирийской армии вглубь страны. В марте 2017 года была вновь освобождена Пальмира, а в апреле-июне — отбиты прилегающие к городу месторождения и высоты.
В течение лета правительственные войска успешно наступали вдоль трассы, ведущей в Дэйр-эз-Зор, отрезая один из каналов снабжения ДАИШ. 13 августа Минобороны объявило об освобождении города Эс-Сухна — важного форпоста террористов на пути в Дэйр-эз-Зор.
2 сентября подразделения 4-й танковой дивизии сирийских войск во взаимодействии с частями 5-го добровольческого штурмового корпуса освободили город Акербат (провинция Хама). Наступление на суше поддержали российские ВКС, которые уничтожили пункты управления и узлы связи, укрепления, бронетехнику и огневые позиции боевиков.
В начале сентября произошла долгожданная деблокада Дэйр-эз-Зора. Правительственные силы отбили крупные участки пригорода и добрались до базы 137-й бригады на западе Дейр-эз-Зора, где встретились с частями территориального ополчения. Наступление поддержали российские ВКС и ВВС США. Ракетный пуск, который не позволил исламистам перегруппироваться, произвел фрегат Черноморского флота «Адмирал Эссен».
В целом прорыв к гарнизону стал результатом мощного наступления правительственных сил из Алеппо вдоль западного берега Евфрата. В течение весны-лета 2017 года армия САР очистила от джихадистов обширные прибрежные территории и заняла стратегически важный район к югу от недавно освобожденной Ракки.
С ликвидацией оплота ДАИШ в Дэйр-эз-Зоре Дамаск получит доступ к богатым источникам энергоресурсов и возможность развивать наступление вниз по течению Евфрата — к городам Аль-Маядин и Абу-Камаль. В итоге ДАИШ могут быть окончательно вытеснены из расположенных в оазисах населенных пунктов САР в безлюдную пустыню на границе с Ираком.
В настоящий момент в Дейр-Эз-Зоре идут уличные бои. Наступление на террористов удалось развить благодаря прорвавшемуся в гарнизон подкреплению. По мнению Минобороны, освобождение города станет «стратегическим поражением международной террористической группировки в Сирийской Арабской Республике».
Директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдассаров полагает, что вытеснение террористов из Дейр-эз-Зора произойдет в ближайшее время. По его мнению, с освобождением города будет «очерчиваться настоящая расстановка сил».
«Будет ясно, сколько территорий контролируют войска Ассада, сколько территорий занимают курды при помощи американцев и так далее. Ситуация пока только складывается, однако, на мой взгляд, окончательное представление мы получим лишь через 3—4 месяца», — заявил «Русской Планете» Багдассаров.
Уход террористов из Дейр-эз-Зора и других оазисов Восточной Сирии будет означать военный разгром ДАИШ. Однако Москве и Дамаску придется предпринять усилия, чтобы завоевать симпатии местного суннитского населения и не допустить создание подпольной террористической сети.
«Этот регион всегда был нестабильным и в целом оппозиционно настроенным по отношению к Дамаску. Это ключевая проблема для наступающих сил. Много боевиков может остаться среди гражданских. Также велика численность сочувствующих. Все эти люди могут составить основу будущей террористической сети», — цитирует RT начальника отдела исследований ближневосточных конфликтов и вооруженных сил региона Института инновационного развития Антон Мардасов.
Эксперт убежден, что у сирийской армии нет ресурсов, чтобы контролировать всю Восточную Сирию и уж тем более границу с Ираком. В связи с этим Москве и Дамаску необходимо грамотно работать с племенами и не допускать ростков джихадистских настроений.