Материал комментируют:
Дмитрий Журавлев
Под шумок бурных дебатов в парламенте по так называемому закону о «реинтеграции Донбасса» кабмин Украины принял на днях интересный документ, который узаконит и поставит фактически на поток рейдерский «отжим» любых имущественных активов юридических и частных лиц в стране. И все «во благо» борьбы с коррупцией.
Как пишет на своем веб-сайте киевский журналист Александр Дубинский, речь идет о постановлении № 685, которое позволяет руководителю Национального агентства по розыску и управлению активами, полученными от коррупционных и других преступлений, не дожидаясь решения суда, продавать арестованные активы лиц, подозреваемых в нанесении ущерба государству.
В список таких активов попадает практически все, что при реализации может принести неплохой доход: древесина, нефть и газ, нефтепродукты и газовый концентрат, вагоны и цистерны, недострой и транспорт любого рода.
«Пускать с молотка» формально предполагается «предметы и товары, которые невозможно хранить из-за громоздкости или по другим причинам». Или, когда расходы по хранению соизмеримы со стоимостью активов. И скоропортящееся имущество.
В этой связи Дубинский напомнил историю с хищением нефти украинского олигарха Сергея Курченко с Одесского НПЗ после Майдана:
«Конфискованные нефтепродукты были проданы по заниженной цене компании, близкой к экс-главе Администрации президента Сергея Пашинского. Сделано это было с помощью справки МВД, в которой нефть была признана скоропортящимся продуктом и подлежала немедленной реализации».
Теперь «наложить лапу» вполне законно можно на любое имущество. Поскольку все арестованные прокуратурой активы по делам о нанесении убытков госбюджету могут быть проданы без суда и следствия.
Как отмечает автор: «Под действие решения кабмина попадает и арестованный автомобиль подозреваемого в нанесении ущербу государству — на основании того, что за стоянку надо платить. И точно также — любой арестованный завод, в связи с тем, что его содержание стоит денег в виде коммунальных, налоговых и любых других платежей».
Главными выгодополучателями он называет нынешнего премьер-министра Владимира Гройсмана и его предшественника на этом посту Арсения Яценюка. Но в «клуб интересантов» входят и другие государственные сановники.
«Возглавляет агентство Антон Янчук, который в 2008—2013-х годах работал в адвокатской компании „МЛГрупп“. Основателем этой компании был нынешний министр юстиции Петренко, близкий друг Арсения Яценюка, с которым подозрительно часто прогуливается Гройсман», — пишет Дубинский.
Он уверен, что решение правительства «открывает колоссальные возможности для рейдерства». И предполагает, что схема активно заработает уже в следующем году: «для пополнения „бюджетных фондов“ двух партий с нулевым рейтингом» — т.е. «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» Яценюка.
В этом контексте нас, естественно, не может не волновать судьба имущественных активов российских компаний, российского бизнеса, который, несмотря на свой «агрессивный статус» в «незалежной», продолжает работать на Украине. И даже занимает третье место по объемам инвестиций в экономику этой страны.
Может ли он каким-то образом пострадать в результате новой схемы государственного грабежа, одобренной киевской властью?
Этот и другие вопросы «СП» адресовала Генеральному директору Института региональных проблем, политологу Дмитрию Журавлеву:
— Справедливо будет сказать, что это все выдумали не украинцы. И в Штатах, и в Европе есть подобные институты, которые легко можно использовать для «отжатия» бизнеса тех, кто не сможет доказать, что он законен. После 11 сентября 2001 года такой закон вступил в силу в США. И потом — в Европе. Но американцы и европейцы все это оформляли более корректно, в расчете на долгосрочные действия.
Единственное «ноу-хау» украинцев — это распродажа до решения суда. Тут, они, конечно, всех опередили. Видимо, подумали: если уж грабить, то чего осторожничать?
С другой, стороны, украинцам бояться нечего. Их долгосрочные перспективы вообще, как я понимаю, мало интересуют. И поэтому они решают проблемы совсем просто: стоит прокуратуре только арестовать, как можно сразу все и распродать.
«СП»: — Для нашего бизнеса есть здесь риски?
— Риски возрастают технологически — отобрать становится проще. Но то, что рано или поздно наши украинские «партнеры» будут «отжимать» у нас все, что там находится, — это очевидно. Просто потому, что украинская экономика трещит по швам. Эти швы как-то надо сшивать. Работать они не умеют — я имею в виду правительство, а не народ Украины. Как это сшить экономическими способами, не знают.
Понятно, что грабить французов, немцев и американцев себе дороже. Их комиссии по незаконному обороту денежных средств в ответ начнут выяснять, откуда взялись вложенные в иностранные банки миллиарды украинских чиновников. А вот грабить русских, которые и так «агрессоры» и «враги Украины», сам Бог велел. Меня как раз удивляет, что вся эта «шутка» появилась только сейчас, а не через год после Майдана.
Но как реагировать нам?
Сбербанк, насколько я помню, закрывает там свои отделения. Но ему проще. Он свернул все это дело, перевел по электронным системам деньги — и хорошо.
А те, кто вложились в промышленность, им-то куда деваться? Они же доменные печи не унесут. А при любой попытке продать это на Украине им такие цены выставят, что они получат одни убытки.
Так что для нас риск возрос только в том смысле, что момент отъема стал ближе.
Продать на мировом рынке не удастся — дураков нет покупать украинские активы. Значит, продавать придется на украинском рынке. Я имею в виду недвижимость — лес и нефть можно продать, но деньги не дадут вывести.
Вы заметили, кстати, что и древесина попала в этот список?
«СП»: — Известно же, что в Карпатах — да и по всей Украине — идет масштабная вырубка лесов, часто вообще никем не санкционированная. И все это вывозится контрабандой в Европу…
— Я напомню, что сказал месяц назад министр финансов Украины. Он заявил, что скоро они отдадут все долги и будут давать в долг другим. А разбогатеют как раз на том, в том числе, что вырубят леса, продадут кругляк и с прибыли рассчитаются с кредиторами.
Вот так древесина на Украине неожиданно стала стратегическим товаром.
«СП»: — Стало быть, теперь запускается новая схема грабежа в особо крупном размере для избранных?
— Она не новая. Схема — старая. Просто ее упростили донельзя. Сняли все формальные ограничения, с которыми и раньше грабили.
Вся майданная власть — это власть грабежа.
Ну как человек, который был чиновником Министерства финансов, став премьер-министром, за два года превратился в миллиардера? В нищей Украине… Какие такие великие экономические проекты Яценюк запустил, чтобы так разбогатеть? Ну и что же? Он жив, здоров и неплохо себя чувствует.
«СП»: — И, видимо, скоро станет еще богаче…
— Тут спорить можно. Может, Гройсман с ним делиться не захочет? Но это уже из вопросов зоопсихологии. Кто из них двоих больше украдет — какая разница. Но то, что украдут, это точно.
«СП»: — Что делать нашему бизнесу? Может, пора уходить из «незалежной»?
— Те, кто после Майдана продолжали в Украину вкладывать, они, в общем, очень рисковые ребята. Это самое мягкое, что я могу сказать.
Понятно, что туда и Запад сейчас не очень рвется вкладывать, у которого все-таки больше уровень безопасности — он держит украинскую власть за карман. А нашим тяжело совсем.
Еще один важный момент. Заметьте, в последнем законе, который они приняли по поводу Донбасса, ни слова о Минских соглашениях. Я думаю, что это связанные вещи…
«СП»: — Поясните.
— Пока минский процесс надо было как-то держать, Киеву приходилось все-таки изображать цивилизованность в вопросах бизнеса. Потому что мы в нем тоже участвуем. Сейчас, когда решили, что минский процесс больше не нужен и нужна война на Донбассе, ребята перестали стесняться.
Но встает вопрос: вот они все «отожмут» для своих — пяти, десяти, пятнадцати человек. И что с этим «отжатым» делать будут? Ведь никто же ни копейки в подобные проекты не вложит.
У меня — как раз в дни Майдана на Украине — был разговор в Лондоне с одним чиновником Европейского банка — отношения с Западом были тогда относительно приличные. Он мне сказал: «Знаете, нам нужно деньги в Россию вкладывать — у нас план. Но дело в том, что мы не можем вкладывать в проекты, в которых есть деньги власти». Это у них в уставе написано, как он пояснил.
Вы представляете себе, как теперь этот банк будет работать с Украиной. Ведь там, если они этот закон начнут реализовывать, деньги останутся только у власти. И возможности вложения международных средств тоже сократятся. Просто потому, что уставы международных финансовых организаций этого не предусматривают.