Материал комментируют:
Сергей Ермаков
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на встрече с Владимиром Путиным обсуждал возможность приобретения Анкарой новейших зенитных ракетных систем (ЗРС) С-500. Об этом в пятницу, 13 октября, турецкий лидер заявил в интервью Haber Turk.
«Каких-либо проблем с поставками С-400 нет. На первой стадии совместное производство не предусмотрено. Надеемся, оно начнется со второй стадии, так что Турция не думает завершать переговоры по С-400. У нас также был разговор с Путиным об С-500», — сказал Эрдоган.
Интерес Турции к российским ЗРС понятен. С-500 относится к новому поколению систем «земля-воздух». По сути, это универсальный комплекс дальнего действия (радиус поражения до 600 километров) и высотного перехвата с повышенным потенциалом противоракетной обороны. Система способна обнаружить и одновременно поразить до 10 баллистических сверхзвуковых целей, летящих со скоростью до 7 км/сек, а также боевые блоки гиперзвуковых ракет. По своим характеристикам С-500 будет значительно превосходить и своего предшественника С-400, и его американского конкурента Patriot Advanced Capability-3.
Можно не сомневаться: Эрдоган на вопрос о возможности приобретения С-500 получил отрицательный ответ. Эксперты отмечают, что ЗРС С-500 предназначена, прежде всего, для Вооруженных сил России. Это значит, до момента, пока данная система массово не поступит в российские войска, решения о ее поставках на экспорт приниматься не будут. На деле, вопрос о приобретении С-500 закрыт для Анкары на ближайшие 10 лет, и Эрдоган это прекрасно понимает.
Но, надо думать, громкое заявление по «пятисоткам» турецкий лидер сделал не просто так. Контракт на покупку у России четырех дивизионов С-400 вызвал весьма болезненную реакцию США. Как метко выразился сам Эрдоган, «некоторые американские партнеры были вне себя от злости». А 13 октября постпред США в НАТО Кэй Бэйли Хатчинсон заявила Washington Post, что поставки комплексов С-400 являются «проблемой для НАТО», членом которого является Турция, поскольку российские ЗРС «несовместимы с противоракетными системами альянса».
В такой ситуации перед Эрдоганом открывается широкое поле для маневра. Он то дает Вашингтону сигнал, что готов пойти на уступки (заявление 9 октября главы турецкого МИД Мевлюта Чавушоглу о том, что Анкара может отказаться от покупки С-400, если не будет достигнуто соглашение об их совместном производстве), то грозит сблизиться с Москвой и расширить военно-техническое сотрудничество (заявление по С-500).
На деле, Анкара таким способом пытается давить на Вашингтон. Мол, если Турция, как страна-член НАТО пойдет навстречу США — например, откажется от контракта по С-400, — Америка должна что-то предложить взамен. Причем, немало предложить.
Получит ли Турция С-500, куда заведет политическая игра Эрдогана?
— Эрдоган действительно маневрирует — достаточно вспомнить его недавние резкие заявления по Крыму, — отмечает руководитель сектора проблем региональной безопасности Центра военно-политических исследований РИСИ Сергей Ермаков. — Турецкий лидер тем самым давал понять, что Анкара является частью Запада и верна западным ценностям. И вдруг, спустя всего несколько дней, — позитивные заявления уже в наш адрес.
И здесь надо понимать: Турция маневрирует не между Россией и Америкой, а в треугольнике РФ-США-Германия. Берлин, безусловно, является центром силы, и у Анкары с ним отношения не самые простые. Турция и к ФРГ занимает двойственную позицию: то поддерживает немцев, то заявляет, что туркам ЕС не нужен.
«СП»: — Чего добивается этой политикой Эрдоган?
— Цели у него достаточно очевидные: обеспечить Турции положение крупного регионального лидера. Эрдоган хочет, чтобы именно Анкара решала, как будет осуществляться в регионе та или иная политика ее союзников. Для этого с Турцией должны советоваться и США, и ЕС.
Замечу, что такая стратегия имеет право на существование, но она выглядит довольно ограниченной. Крупные игроки вроде Вашингтона могут, конечно, до какой-то степени принимать в расчет интересы Турции, но всегда будут исходить из собственных национальных интересов.
В результате со своей нынешней стратегией Анкара, грубо говоря, может заиграться.
«СП»: — Эта стратегия на руку России?
— На руку, поскольку если мы захотим вести в регионе собственную игру, у нас для этого есть все возможности, и никто нас не сдержит. Это беспокоит, прежде всего, Соединенные Штаты.
Замечу, когда в самом начале своего президентства Дональд Трамп негативно отзывался о НАТО, претензии у него были не только к недофинансированию блока и ослаблению его военного потенциала, но и к командно-штабной культуре. К тому, что есть отдельные страны-члены альянса, которые не позволяют быстро достичь консенсусного решения по серьезным вопросам — например, по развертыванию сил для реагирования на конкретные угрозы. С Турцией, получается, Трамп как в воду глядел.
«СП»: — Анкара может получить С-500?
— Турецкие военные могут, конечно, быть заинтересованы в получении новейшего вооружения. Но, думаю, в Анкаре исходят из реалий и понимают, что Россия сейчас не пойдет на подписание такого контракта. Даже в части передачи турецкой стороне технологий по С-400 имеются очень серьезные ограничения, поскольку речь идет о новом вооружении. Чего уж говорить о перспективном новейшем С-500?!
На деле, упомянув «пятисотки», Эрдоган послал еще один мессидж Западу. Мол, раз вопрос о покупке российских ЗРС вас напрягает, мяч на вашей стороне — озвучивайте, что вы можете предложить, и на каких условиях.
«СП»: — Вы говорите, Анкара в своем маневрировании может «заиграться». Что это означает?
— Что среди американской элиты может быть негласно признано, что Турция стала очень непредсказуемым и ненадежным партнером. А для таких неблагонадежных партнеров у Вашингтона имеется особый инструментарий и особые подходы — от неявного сдерживания до организации серьезного военного переворота.
Надо понимать: перед США сегодня стоят очень серьезные вызовы — не только РФ и Китай — которые требуют мобилизации всех ресурсов. А союзников Вашингтон традиционно рассматривает как свой собственный ресурс, причем для самих союзников какие-либо отступления от этого положения просто не допускаются.
Анкара же сейчас начинает все смелее играть в свою игру, начиная от отношений с РФ и ЕС, и заканчивая действиями в Сирии. Все это, безусловно, американцам очень не нравится. И чтобы исправить ситуацию, повторюсь, у США наверняка наготове несколько вариантов, вплоть до самого радикального.