Россия впервые поставила Минобороны Венесуэлы мобильный комплекс для ремонта и техобслуживания девяти типов вооружений, сообщает 30 октября «Рособоронэкспорт». А на прошлой неделе был заключен первый контракт с Филиппинами по военно-технической линии. Бывшая колония Соединенных Штатов получит из РФ партию гранатометов РПГ-7В.
На первый взгляд обе новости должны внушать оптимизм. Любой экспортный контракт — это вроде бы хорошо. Венесуэла, наравне с Кубой, в голове российского обывателя ассоциируются с чем-то антиамериканским, а значит, автоматически записываются в разряд союзников, и потому им, конечно же, надо помогать, поставляя оружием и подкидывая немного денег.
С Филиппинами ситуация выглядит несколько сложнее. Президент Родриго Дутерте прославился резкими высказываниями в отношении Барака Обамы, однако после прихода в Белый дом Дональда Трампа стал действовать на два фронта.
В интервью RT Дутерте говорит о том, что «русские сообразительнее американцев», а на встрече госсекретарем Рексом Тиллерсоном — невзначай признает свое истинное положение перед «паршивой Америкой», называя себя «скромным другом» единственной сверхдержавы.
Любое государство, претендующее на мировое лидерство, а к их числу без сомнения относится Россия, вынуждено поддерживать в разных уголках мира лояльных политиков. Для этого существуют несколько инструментов: госпереворот, финансовые вливания и экономические преференции, военная помощь и дипломатическая защита.
Однако руководители периферийных государств тоже не лыком шиты. Понимая, что за влияние на их страну идет борьба, они пытаются вытянуть из сильных мира сего максимальное количество ресурсов, и периодически добиваются серьезных уступов, не присягая в итоге на верность ни одному сеньору.
Со времен холодной войны это едва ли не основной способ выживания огромного количества авторитарных и тоталитарных режимов.
По разным подсчетам, продвигая идею коммунизма, Москва вбухала в зарубежные регионы до 700 миллиардов долларов «невозвратных политических инвестиций». В счет долга СССР строил объекты инфраструктуры, поставлял промышленное оборудование, военную технику и продовольствие. Неоценимый вклад наша страна внесла в культурное и гуманитарное развитие стран третьего мира.
Предполагалось, что обремененные финансовыми и моральными долгами правительства африканских, латиноамериканских и азиатских республик наконец-то определятся с идеологической доктриной, осознают утопичность капиталистического пути и станут верным союзником СССР, постепенно возвращая вложенные средства.
После краха советского строя Москва унаследовала не только долги бывшего социалистического государства, но и получила право вытряхивать деньги из тех, для кого она осталась кредитором.
Несмотря на это, после 1991 года Россия списала долгов на сумму более 140 миллиардов долларов. Должники оказались неспособны расплачиваться с наследницей СССР. Однако и сама Москва проявила, как представляется, чрезмерное рвение по прощению кредитов почти двум десяткам стран.
На текущий момент можно сказать, что единственным государством, которое проявило некую политическую лояльность к РФ после списанного долга, является Сирия. В 2005 году Дамаску простили почти 10 миллиардов долларов. Правительство Башара Асада обязалось купить российское оружие, отказалось в 2010 году от проекта газопровода из Катара, который мог похоронить российские энергетические проекты, а в 2015 году согласилось на ввод группировки ВКС.
Однако ожидать подобных реверансов явно не приходится от Афганистана или КНДР с прощенными долгами на 11 миллиардов долларов. Крайне странным выглядело списание в 2014 году 30-миллиардного долга Кубе.
Три года назад поговаривали о том, что Россия якобы вот-вот восстановит военное присутствие на Острове Свободы. Но чуда не произошло, а отношения Гаваны и Вашингтона заметно потеплели.
Тем не менее, аттракцион неслыханной щедрости продолжился. В октябре 2015 года Москва выделила Кубе кредит в размере до 1,2 миллиарда евро. Гавана обязалась передавать России нефть, сэкономленную в результате ввода в эксплуатацию новых энергоблоков ТЭС, строительство которых будет вестись как раз за счет российского кредита.
В августе 2017 года Россия поддержала 8-миллиардным кредитом режим Николаса Мадуро, который довел богатую углеводородами Венесуэлу до угрозы массового голода. По данным СМИ, в общей сложности за минувшие 10 лет от «Роснефти» и российского государства Венесуэла получила до 20 миллиардов долларов.
Естественно, Москва делает расчет на то, что Каракас позволит РФ получить контроль над львиной долью нефтяных и газовых месторождений. Но как быть с явно неэффективным режимом Мадуро? Что будет с российскими вложениями, если в Венесуэле произойдет проамериканский госпереворот? Россия сделала ставку на терпящую бедствие экономику и неудачного политика, который, чтобы сохранить лицо, сетует на проделки США.
Поддержка Кубы, Венесуэлы и Филиппин не может не вызывать массу вопросов. Во-первых, эти страны находятся на существенном расстоянии от границ РФ и не представляют реальную угрозу американским интересам.
Во-вторых, все три республики находятся в сложнейшем экономическом положении, что затрудняет сбыт российской продукции и создает объективные риски для отечественных компаний. В-третьих, ни Гавана, ни Каракас, ни Манила не собираются связывать себя союзническими отношениями с РФ.
Лакмусовой бумажкой лояльности к Москве в текущей ситуации будет официальное признание Крыма за Россией. Ни один «друг» или «союзник» России» на это пока не отважился.
Вблизи собственных границ нашему государству также свойственно проявлять необычайную щедрость. Достаточно вспомнить, как в декабре 2013 года Москва решила выделить Украине 15 миллиардов долларов кредита в виде ценных бумаг.
Очевидно, что эти деньги были призваны поддержать режим Виктора Януковича. Хорошо, что до февраля 2014 года Россия успела выделить Киеву только три миллиарда долларов.
Но главным зарубежным приобретателем российских денег является Белоруссия, которой четверть века управляет Александр Лукашенко. Минск задолжал Москве $6,5 млрд. В сентябре 2017 года Минфину Белоруссии «в целях дальнейшего укрепления дружественных отношений» были перечислены 700 миллионов долларов. Примечательно, что в 2017 году Минск должен вернуть России 741 миллион долларов. По последней информации в СМИ, Москва получила только 120 миллионов.
В той или иной степени Российская Федерация оказывает материальную и финансовую помощь практически всем республикам СНГ. Что получает наша страна взамен? По сути, — ничего, кроме ограниченного военного присутствия и эксплуатации военной инфраструктуры (да и то не на всем постсоветском пространстве).
Наиболее адекватное объяснение феномену щедрости Москвы нашел доцент НИУ Высшая школа экономики Андрей Суздальцев. Эксперт полагает, что порой слепые уступки РФ являются следствием господства в умах правящей элиты великодержавного комплекса. При явно ограниченных ресурсах и инструментах влияния на мировые процессы отечественному истеблишменту приятно осознавать, что вблизи границ и за тысячи километров есть якобы лояльные Москве силы.