Материал комментируют:
Айк Халатян
Антон Кривенюк
Игорь Савин
Михаил Савва
Тройка главных геополитических союзников России остается неизменной с 2010 года — это Белоруссия, Казахстан и Армения. А ведь некогда в этот список входила еще и Украина, которая, по мнению большинства россиян, сегодня из категории «партнеров» переместилась в разряд «врагов».
Лукашенко — лучший президент. После Путина
ВЦИОМ, начиная с 2010 года, ежегодно проводит всероссийский опрос, чтобы выяснить, какие страны СНГ сами россияне считают главными геополитическими союзниками. Результаты мало меняются год от года: ожидаемо самыми стабильными и успешными странами-соседями, вызывающими доверие надежными партнерами были названы Казахстан и Белоруссия.
По итогам 2017 года 64% опрошенных назвали главным партнером нашей страны Белоруссию (годом ранее эта цифра составляла 66%), а 57% - Казахстан (это исторический максимум: в прошлом году было 55%).
Далее с большим отрывом следует Армения, которую в число партнеров России «включили» 16% опрошенных (как и годом ранее).
10% получил Азербайджан (в 2016 году было 8%), а затем в порядке убывания следуют Узбекистан, Киргизия, Грузия, Таджикистан, Молдавия, Туркмения и, наконец, Украина (она получила всего 1%, хотя еще по итогам 2013 года в число партнеров ее называли 21% россиян).
Когда респондентов попросили назвать наиболее стабильные и успешные страны СНГ, то результаты практически повторились. 60% считают таковой Белоруссию (годом ранее было 68%), 41% - Казахстан (а был 51%), 16% - Армению (результат за год не изменился), 14% - Азербайджан…
Иными словами, для среднестатистического россиянина «дружба» какой-то страны с Россией воспринимается как показатель успешности и стабильности. Среди лидеров стран-соседей, которые вызывают наибольшие симпатии россиян, также лидируют Александр Лукашенко (у него 62%-ный рейтинг), Нурсултан Назарбаев (56%), Ильхам Алиев (12%) и Серж Саргсян (11%).
Выясняли социологи ВЦИОМ у россиян и как они относятся к соблюдению прав русскоязычного населения (политических, социальных, гражданских) в соседних странах СНГ. Лучше всего соблюдены такие права, по мнению респондентов, в Белоруссии (так считает 66%) и Казахстане (38%), а затем с огромным отрывом следуют Армения (11%) и Азербайджан (6%).
Хуже всего обстоят дела с защитой прав русскоязычного населения… в Туркмении (2%) и Таджикистане (4%).
Можно ли дружить с диктаторами?
С просьбой прокомментировать результаты опроса «Свободная пресса» обратилась к экспертам, представляющим различные страны СНГ.
Антон Кривенюк, журналист и политический аналитик (Абхазия):
— Грузия вышла к России в совершенно новом качестве. В качестве туристической страны. Причем имеющей заметное своеобразие и колорит. Эта ниша не то, чтобы была пуста (есть много маршрутов в Европе и Азии), но роль играют и цены. Это дешево! А тут действительно нечто новое.
Пока все занимались своими делами, облик постсоветского пространства очень изменился. Это было незаметно, но сегодня люди для себя по-новому его открывают, и Грузия лидирует в этом процессе.
Но туристический поток растет и в Армению, абсолютно восторженные отзывы об этой стране. Дорого (потому мало ездят), но интересно и неплохо в Таджикистане и Узбекистане. Ведь это колоритные страны.
Что касается партнерства, логично, что только 6% россиян считают Грузию партнером. Она действительно не партнер — страна с которой у России была короткая война. Просто сегодня люди уже не ставят знаки равенства между политикой и идеологией и жизнью. Если две страны находятся в состоянии конфликта — любые две! — это не повод сворачивать между ними обычную жизнь. Мне кажется очень здравой такая позиция.
Михаил Савва, председатель правления экспертной группы «Сова», доктор политических наук (Украина):
— Мифы о странах-соседях в головах россиян не имеют отношения к реальности. Права русских и россиян в Казахстане, Беларуси или Азербайджане не могут быть обеспечены. В этих странах — диктаторские режимы, и ничьи права там не гарантированы… То, что в качестве союзников воспринимаются диктатуры — для России и позорно, и невыгодно. С помощью союзников нужно обеспечивать прогресс, улучшать жизнь своих граждан. Но, похоже, эти задачи перед российским режимом вообще не стоят.
Игорь Савин, научный сотрудник Института востоковедения РАН:
— Я непосредственно изучал отношение к России в Казахстане и Киргизии. А по поводу обратного отношения могу только сказать на основе личных наблюдений. В целом, безразличное отношение. Небольшая часть увлечена антиазиатскими настроениями, такая же небольшая часть (5?10%), наоборот, евразийским интеграционизмом.
Остальные мало что про это знают и думают.
Исключение составляет, пожалуй, Казахстан. Большое количество приграничного населения, которое имеет опыт непосредственного общения. Плюс много выходцев из Казахстана, включая меня, и огромные средства, которые вкладывал в Казахстан в российские СМИ для создания положительного образа страны на протяжении 1990-х — 2000-х годов.
Что касается Таджикистана, то русских уже почти не заметно на улицах. Большинство выехало, и это состояние отражается в России. К тому же вспомните недавние таджикские законы о запрете русского языка и имен на русский манер.
Да и в Туркменистане также разрабатывается модель только одной культурной идентичности — туркменской.
Айк Халатян, журналист и политический обозреватель (Армения):
— Опрос показывает, что у россиян положительное отношение к Армении. При этом немного удивляет столь значительный отрыв Армении от двух лидеров опроса — Беларуси и особенно Казахстана. Хотя сам состав первой тройки довольно предсказуем.
Такой результат у Армении обусловлен, с одной стороны, нахождением Еревана в общих с Москвой союзах — ОДКБ и ЕАЭС, союзными отношениями между двумя странами. Что, естественно, позитивно влияет на отношение россиян к Армении.
С другой стороны, в последние годы в российских СМИ (в частности, на федеральных телеканалах) регулярно появляются негативные материалы, комментарии об Армении, что, вероятно, влияет и на отношение российского общества к стране-соседу.