Как частные военные компании должны служить интересам России - «Политика» » Новости Дня Сегодня
Как частные военные компании должны служить интересам России - «Политика» 17:00 Вторник 0 448
30-01-2018, 17:00

Как частные военные компании должны служить интересам России - «Политика»



Закон о частных военных компаниях, который пообещали принять российские депутаты, дает некоторую надежду на перестройку системы военного строительства в РФ. «Русская Планета» уже указывала, что документ о легализации ЧВК — запоздалая, но все же необходимая мера. Если закон будет грамотно составлен, то может открыть новую страницу в истории новейшей России, укрепив её военную мощь и интеллектуальный потенциал в оборонной сфере.


Дополнение к вооруженным силам


На эту тему на сайте телеканала RT вышло интервью с основателем «компании военного консалтинга» «РСБ-Групп», офицером запаса Олегом Криницыным. Он напомнил, что президент РФ Владимир Путин в общих чертах поддержал идею создания ЧВК еще в апреле 2012 года. Отвечая на вопрос депутата Алексей Митрофанова, он сказал следующее: «Считаю, что это действительно является инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства».


Криницын изложил свое виденье компетенций, которыми имеет смысл наделить ЧВК, и той роли, которую должны они играть во внешней политики РФ. По его словам, частные военные компании призваны стать инструментом защиты национальных интересов России за рубежом. В связи с этим на ЧВК необходимо распространить иммунитеты и привилегии, которыми пользуются вооруженные силы.


«ЧВК — это хирургический инструмент, который нужно использовать точечно и аккуратно. При этом мы не говорим, что частные военные компании должны воевать. У ЧВК нет боевой техники и возможностей, как у регулярной армии. Хотя их вполне можно привлекать к антитеррористическим и антидиверсионным операциям», — отметил Криницын.


Собеседник RT предложил передать ЧВК несколько важных компетенций: информационно-аналитическая и разведывательная работа, охрана экономической инфраструктуры российских компаний за рубежом и дипмиссий РФ, обучение силовиков и военнослужащих «наших союзников», разминирование. Наиболее революционная идея — «право на продажу легкого стрелкового оружия и боеприпасов калибра до 12,7 мм или 14,5 мм».


Очевидно, что Криницын, как владелец ЧВК, выступает за передачу частникам максимально широкого перечня компетенций. Однако 80% озвученных им предложений — позаимствовано из опыта наших западных «друзей» — США, Великобритании и Франции. Россия не может игнорировать существенные достижения западных держав в сфере использования ЧВК.


За рубежом ЧВК являются своеобразным дополнением к вооруженным силам. Частники сопровождают автоколонны, охраняют военные объекты, активно задействованы в консультативной работе. Также ЧВК порой доверяют «грязную работу», которую по репутационным соображениям или причинам безопасности не заставляют делать армейские подразделения.


В лице ЧВК западные державы получили инструмент продвижения своих интересов, хоть не всегда законным путем. Отбросив всхлипывания правозащитников, стоит подчеркнуть, что нарушение законодательства страны пребывания и международного права допустимо, если речь идет о защите национальных интересов Родины. Здесь властям РФ придется проявлять особенную твердость.


«Второе — это временный иммунитет в первоначальном этапе военной операции, которым должны наделяться сотрудники ЧВК. Так делали американцы в 2003 году, когда вторглись в Ирак. Как бы это цинично ни звучало, но в экстремальной ситуации нет возможности следить за соблюдением закона страны пребывания. Нужно делать только то, что отвечает интересам твоей страны», — указывает Криницын.


Новые возможности и неизбежные риски


Одно из главных преимуществ ЧВК перед вооруженными силами заключается в отсутствии бюрократической волокиты и многочисленных обязанностей, никак не связанных с военной специальностью. Бесконечная нервотрепка и несогласованность из-за стремления угодить руководству или выполнить некие формальные показатели — наверное, главный бич российской армии (впрочем, и не только ее).


В связи с ростом авторитета военнослужащих об этой проблеме в России практически перестали говорить. Однако это не означает, что она исчезла. В соцсетях и telegram-каналах офицеры продолжают жаловаться на невозможность заниматься своим делом и выполнять исправно долг перед Родиной. Внутренние разборки за звания и должности, чрезвычайная зависимость от мнения одного начальника, бесчисленное количество документации и коррупция — обратная сторона любой армии мира.


Логично предположить, что ЧВК смогут более оперативно развернуться в другой стране, а наличие в их составе профессионалов с боевым опытом позволит выполнить эффективнее едва ли не любое задание, за исключением того, где потребуется привлечение авиации и тяжелой военной техники.


Несмотря на ярко выраженные преимущества, частники не лишены некоторых серьезных недостатков. Прежде всего, стоит понимать, что у сотрудников ЧВК иная мотивация, чем у военнослужащих. Частники действуют строго в рамках контракта, выполняя свои обязанности за денежное вознаграждение. Эти люди вряд ли будут погибать за российский триколор и совершать героические подвиги, жертвуя своей жизнью.


В свою очередь пропаганда Минобороны направлена на воспитание в военнослужащих патриотизма и готовности умереть за Родину. Можно спорить о том, насколько она эффективна в отношении тех же контрактников, но подход офицера и сотрудника ЧВК к своему делу будет априори отличаться (за деньги никто не умирает). Поэтому не имеет смысла привлекать частников для проведения спецопераций и активных боевых действий на фронте.


С другой стороны, на театре военных действий (ТВД) частники могут совершать диверсионные рейды в тыл противника, занимать некоторые объекты, удерживать стратегические высоты, сопровождать автоколонны, охранять склады и имущество.


Также стоит учитывать, что отношения между сотрудниками ЧВК и военнослужащими будут крайне напряженными. Российские офицеры и солдаты будут смотреть на «наемников» как на людей второго сорта. На ТВД подобные противоречия могут привести к отсутствию необходимой координации и «дружественному огню» военных по позициям ЧВК.


Сирийский опыт, где использовалась группа Вагнера, это ярко продемонстрировал. Если верить публикациям некоторых изданий, бойцы нелегального ЧВК неоднократно обстреливались «своими», а по прибытии на базу — им вовремя не оказывалась медицинская помощь. Возможно, чтобы поднять авторитет ЧВК, в СМИ появляются сообщения о награждении «наемников» госнаградами и покровительстве, которым они якобы пользуются у Кремля.


С появлением легальных частных военных компаний России предстоит пройти непростой путь трансформации. Со стороны руководства Минобороны потребуется недюжинная гибкость. Одним из главных проводников реформ может стать начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, которого на Западе называют главным военным стратегом российской армии и сторонником заимствования передового зарубежного опыта. 


Закон о частных военных компаниях, который пообещали принять российские депутаты, дает некоторую надежду на перестройку системы военного строительства в РФ. «Русская Планета» уже указывала, что документ о легализации ЧВК — запоздалая, но все же необходимая мера. Если закон будет грамотно составлен, то может открыть новую страницу в истории новейшей России, укрепив её военную мощь и интеллектуальный потенциал в оборонной сфере. Дополнение к вооруженным силам На эту тему на сайте телеканала RT вышло интервью с основателем «компании военного консалтинга» «РСБ-Групп», офицером запаса Олегом Криницыным. Он напомнил, что президент РФ Владимир Путин в общих чертах поддержал идею создания ЧВК еще в апреле 2012 года. Отвечая на вопрос депутата Алексей Митрофанова, он сказал следующее: «Считаю, что это действительно является инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства». Криницын изложил свое виденье компетенций, которыми имеет смысл наделить ЧВК, и той роли, которую должны они играть во внешней политики РФ. По его словам, частные военные компании призваны стать инструментом защиты национальных интересов России за рубежом. В связи с этим на ЧВК необходимо распространить иммунитеты и привилегии, которыми пользуются вооруженные силы. «ЧВК — это хирургический инструмент, который нужно использовать точечно и аккуратно. При этом мы не говорим, что частные военные компании должны воевать. У ЧВК нет боевой техники и возможностей, как у регулярной армии. Хотя их вполне можно привлекать к антитеррористическим и антидиверсионным операциям», — отметил Криницын. Собеседник RT предложил передать ЧВК несколько важных компетенций: информационно-аналитическая и разведывательная работа, охрана экономической инфраструктуры российских компаний за рубежом и дипмиссий РФ, обучение силовиков и военнослужащих «наших союзников», разминирование. Наиболее революционная идея — «право на продажу легкого стрелкового оружия и боеприпасов калибра до 12,7 мм или 14,5 мм». Очевидно, что Криницын, как владелец ЧВК, выступает за передачу частникам максимально широкого перечня компетенций. Однако 80% озвученных им предложений — позаимствовано из опыта наших западных «друзей» — США, Великобритании и Франции. Россия не может игнорировать существенные достижения западных держав в сфере использования ЧВК. За рубежом ЧВК являются своеобразным дополнением к вооруженным силам. Частники сопровождают автоколонны, охраняют военные объекты, активно задействованы в консультативной работе. Также ЧВК порой доверяют «грязную работу», которую по репутационным соображениям или причинам безопасности не заставляют делать армейские подразделения. В лице ЧВК западные державы получили инструмент продвижения своих интересов, хоть не всегда законным путем. Отбросив всхлипывания правозащитников, стоит подчеркнуть, что нарушение законодательства страны пребывания и международного права допустимо, если речь идет о защите национальных интересов Родины. Здесь властям РФ придется проявлять особенную твердость. «Второе — это временный иммунитет в первоначальном этапе военной операции, которым должны наделяться сотрудники ЧВК. Так делали американцы в 2003 году, когда вторглись в Ирак. Как бы это цинично ни звучало, но в экстремальной ситуации нет возможности следить за соблюдением закона страны пребывания. Нужно делать только то, что отвечает интересам твоей страны», — указывает Криницын. Новые возможности и неизбежные риски Одно из главных преимуществ ЧВК перед вооруженными силами заключается в отсутствии бюрократической волокиты и многочисленных обязанностей, никак не связанных с военной специальностью. Бесконечная нервотрепка и несогласованность из-за стремления угодить руководству или выполнить некие формальные показатели — наверное, главный бич российской армии (впрочем, и не только ее). В связи с ростом авторитета военнослужащих об этой проблеме в России практически перестали говорить. Однако это не означает, что она исчезла. В соцсетях и telegram-каналах офицеры продолжают жаловаться на невозможность заниматься своим делом и выполнять исправно долг перед Родиной. Внутренние разборки за звания и должности, чрезвычайная зависимость от мнения одного начальника, бесчисленное количество документации и коррупция — обратная сторона любой армии мира. Логично предположить, что ЧВК смогут более оперативно развернуться в другой стране, а наличие в их составе профессионалов с боевым опытом позволит выполнить эффективнее едва ли не любое задание, за исключением того, где потребуется привлечение авиации и тяжелой военной техники. Несмотря на ярко выраженные преимущества, частники не лишены некоторых серьезных недостатков. Прежде всего, стоит понимать, что у сотрудников ЧВК иная мотивация, чем у военнослужащих. Частники действуют строго в рамках контракта, выполняя свои обязанности за денежное вознаграждение. Эти люди вряд ли будут погибать за российский триколор и совершать героические подвиги, жертвуя своей жизнью. В свою очередь пропаганда Минобороны направлена на воспитание в военнослужащих патриотизма и готовности умереть за Родину. Можно спорить о том, насколько она эффективна в отношении тех же контрактников, но подход офицера и сотрудника ЧВК к своему делу будет априори отличаться (за деньги никто не умирает). Поэтому не имеет смысла привлекать частников для проведения спецопераций и активных боевых действий на фронте. С другой стороны, на театре военных действий (ТВД) частники могут совершать диверсионные рейды в тыл противника, занимать некоторые объекты, удерживать стратегические высоты, сопровождать автоколонны, охранять склады и имущество. Также стоит учитывать, что отношения между сотрудниками ЧВК и военнослужащими будут крайне напряженными. Российские офицеры и солдаты будут смотреть на «наемников» как на людей второго сорта. На ТВД подобные противоречия могут привести к отсутствию необходимой координации и «дружественному огню» военных по позициям ЧВК. Сирийский опыт, где использовалась группа Вагнера, это ярко продемонстрировал. Если верить публикациям некоторых изданий, бойцы нелегального ЧВК неоднократно обстреливались «своими», а по прибытии на базу — им вовремя не оказывалась медицинская помощь. Возможно, чтобы поднять авторитет ЧВК, в СМИ появляются сообщения о награждении «наемников» госнаградами и покровительстве, которым они якобы пользуются у Кремля. С появлением легальных частных военных компаний России предстоит пройти непростой путь трансформации. Со стороны руководства Минобороны потребуется недюжинная гибкость. Одним из главных проводников реформ может стать начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, которого на Западе называют главным военным стратегом российской армии и сторонником заимствования передового зарубежного опыта.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl