Материал комментируют:
Андрей Бунич
Счетная палата выступила против привлечения госструктурами иностранных консультантов. Об этом в понедельник, 29 января, заявил аудитор палаты Максим Рохмистров.
По словам госаудитора, обращение к внешним структурам создает риски коррупции, удвоения расходов, а также утечки информации и влияние извне. Более того, использование услуг иностранных компаний противоречит национальным интересам. В качестве примера Рохмистров привел Минэнерго, которое нанимало для подготовки концептуальных документов основанную в Нидерландах PwC (PricewaterhouseCoopers).
Напомним: PwC — международная сеть консалтинговых компаний с головным офисом в Лондоне и годовой выручкой около $ 30 млрд. В России сеть видит свою заинтересованность буквально во всех сферах деятельности, включая медицину, строительство и образование. Еще в 1990-х PwC начала консультировать федеральные министерства РФ. В итоге, в сфере интересов PricewaterhouseCoopers оказались Министерство транспорта, Росимущество, Министерство промышленности и торговли, Министерство строительства и ЖКХ, а также Министерство образования. По мнению ряда российских экспертов, PwC и подобные ей западные консультативные структуры способны направлять деятельность министерств и ведомств РФ по пути, который интересен Западу.
И надо понимать: государство нанимает иностранных консультантов довольно часто, когда речь идет об исследовании международного опыта, разработке сложной программы или концепции. Например, Минэнерго привлекало KPMG при создании отраслевого портала для поддержки инновационного развития ТЭКа. Минвостокразвития в конце 2017 года заключило контракт на 28 млн. рублей с McKinsey & Company для подготовки предложений о создании на Курильских островах территорий опережающего развития. А Минсельхоз — с KPMG на 20,8 млн. рублей для исследования потребительских предпочтений на рынках Ближнего Востока, Северной Африки и Восточной Азии.
Что характерно, ранее власти уже пытались ограничить возможности чиновников обращаться к иностранным консультантам. Так, в 2016 году президент РФ Владимир Путин поручал правительству запретить госслужащим закупать работы и услуги, которые напрямую относятся к их функциям. Тем не менее, число таких закупок не сократилось. Как выяснила Счетная палата, с тех пор их было заключено более 1500, на общую сумму 8,6 млрд. рублей.
Теперь Счетная палата предлагает решить проблему по-другому: ограничить круг вопросов, по которым чиновникам можно вообще обращаться к иностранным консультантам.
Как сильно влияют западные структуры на принятие государственных решений в России, нужны ли нам иностранные консультанты?
— Деятельность иностранных консалтинговых компаний в РФ действительно следует ограничить, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Мы давно слышим об иностранных агентах, но к ним относят лишь общественные организации, которые серьезного влияния ни на что не оказывают. В то же время практически все крупные российские компании консультируют международные специалисты.
А ведь что такое иностранная консалтинговая фирма или аудиторская компания? Она лезет в дела, и не факт, что дает правильные советы по развитию бизнеса.
Сошлюсь на книгу Джона Перкинса «Исповедь экономического убийцы», в которой он рассказывает, как работал консультантом в различных странах, и как перед ним ставили задачу развалить экономики этих стран.
Я считаю, Перкинсу можно верить. Такие специалисты приезжали в Россию еще в конце 1980-х, а сейчас российский рынок консультационных услуг практически монополизирован иностранными игроками. И эти игроки, бессп-о, преследуют собственные цели.
Если мы ставим вопрос о суверенитете, мы не можем игнорировать, кто конкретно дает нам советы. Ведь тот, кто дает советы, и тот, кто определяет стратегию развития, во многом важнее того, кто замыслы исполняет. Получив на руки стратегию, руководители компаний уже не задумываются, есть ли альтернатива.
Монополия зарубежных консалтинговых компаний, я считаю, всегда опасна. Тем более, что в России они теснейшим образом переплелись с госаппаратом. Достаточно проанализировать, кто у нас получает назначения в министерства экономического блока, кто занимает в них ключевые должности. Уверен, в результате выяснится, что многие из этих людей прошли через иностранные консультационные компании. Зачастую они же — уже от лица госструктур РФ — заключают с консалтинговыми компаниями контракты на огромные суммы.
Но здесь главное не деньги, а то, что эти люди определяют направление развития России. Вот это совсем плохо. Получается, мы финансируем консультантов, которые заведомо толкают наше развитие не туда. А потом удивляемся, почему министерства и ведомства РФ принимают странные решения, которые не согласуются с интересами России.
На деле, офисы этих консалтинговых компаний напичканы специалистами по развалу конкурирующих экономик. Но именно в России эти специалисты, на которых пробу ставить негде, официально консультируют правительство и госкорпорации.
«СП»: — Почему мы не пользуемся услугами российских консультантов?
— У нас фактически нет альтернативных экономических школ, которые могли бы качественно проанализировать ситуацию. В наших крупнейших экономических вузах и научных институтах доминируют представители тех же самых западных консалтинговых структур. У нас, можно сказать, специалисту гарантировано продвижение, если он примазался к западной консалтинговой компании.
Подобное, замечу, происходит только в странах Африки и Азии. Там человек, если поработал в крупной иностранной компании, сразу улучшает свои карьерные позиции, либо получает доступ к крупным подрядам.
Но в США, ЕС и даже Китае такая ситуация невозможна.
Да, в некоторых случаях помощь иностранных консультантов необходима. Например, если компания работает на мировых рынках, и ей для продвижения нужен западный бренд — скажем, заключение PwC. Но и в этом случае основные консультации должны идти от специально подготовленных российских специалистов.
«СП»: — Как изменить ситуацию с иностранными консультантами в России?
— Их нужно вычищать из министерств, компаний, из системы образования. Эти люди, я считаю, прямо заинтересованы в деятельности иностранных групп влияния. Плюс, они индоктринированы теориями и взглядами, заведомо невыгодными для России.