Ровно четверть века назад, 25 мая 1993 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 827, заложившую основу для учреждения Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ). Формальная цель судебной инстанции заключалась в расследовании массовых убийств и наказании виновных. Однако результаты 25-летней работы трибунала свидетельствуют о том, что он был создан для выполнения совсем другой миссии.
За рамками закона
Учреждению МТБЮ предшествовала начавшаяся весной 1992 года война в Боснии и Герцеговине (БиГ). В схватке сошлись три народа этой лоскутной республики — сербы, хорваты и бошняки (так называемые боснийские мусульмане этнические сербы, принявшие ислам в эпоху Османской империи). В 1993 году хорваты объединились с мусульманами, выступив единым фронтом против сербов.
Боснийская война стала основным эпизодом процесса распада Югославии и самым кровавым конфликтом в Европе со времен Второй мировой войны. В разных источниках количество жертв варьируется от 70 до 200 тысяч человек. Судьба десятков тысяч жителей БиГ до сих пор не установлена.
Главной причиной чудовищного количества жертв являются этнические чистки и вовлеченность в боевые действия регулярных армий Хорватии и Югославии. Издевательствами над мирными и массовыми убийствами сопровождались действия всех сторон конфликта. В такой ситуации действительно имел смысл учредить некий процесс, который бы позволил прекратить бойню на Балканах и отправить за решетку хотя бы наиболее отъявленных головорезов.
Однако боснийский конфликт был, прежде всего, гражданской войной, а значит, внутренним делом Югославии. Создание международного трибунала (с учетом масштаба резни) требовало как минимум согласия Белграда. Однако великие державы пошли иным путем, закрыв глаза на необходимость соблюдения объективных правовых требований.
Законность учреждения МТБЮ принятая 25 лет назад резолюция 827 обосновывает VII главой Устава ООН. Однако она лишь регламентирует военное вмешательство ООН в конфликт на территории суверенного государства. В VII главе нет ни слова о правомочности Совбеза всемирной организации выполнять судебные функции или учреждать трибунал.
В истории человечества было четыре международных трибунала: Нюрнбергский над нацистской Германией, Токийский над японскими милитаристами, МТБЮ и Международный трибунал по Руанде (МТР), который расследовал обстоятельства гибели до миллиона человек в 1994 году (преимущественно представителей народа тутси).
Нюрнбергский и Токийский процессы не создавались Совбезом ООН, который на тот момент уже функционировал. Прежде всего, это был суд победителей над побежденными, но вина Германии и Японии в агрессивных намерениях и убийствах десятков миллионов мирных жителей была очевидна. К тому же новые власти этих стран оказывали комплексную поддержку трибуналам.
МТР был учрежден на основании резолюции Совбеза, однако масштаб резни в Руанде несопоставим с трагедией, которая произошла в БиГ. К тому же боевики хуту, устроившие геноцид, начали убивать местных следователей и судей. Рассмотрение дел о массовых убийствах в Руанде было возможно только в рамках наднациональной инстанции.
Итоги судилища
Наиболее продуктивная часть работы МТБЮ пришлась на период 2000-х годов, когда была окончательно уничтожена Югославия. Гаагский трибунал прекратил деятельность в декабре 2017 года. Сейчас функционирует так называемый «остаточный механизм» по рассмотрению апелляций.
За четверть века к ответственности были привлечены 161 человек, и это при том, что число погибших может достигать цифры в 200 тысяч человек! Более того, МТБЮ умудрился оправдать около 40% обвиняемых, а еще 30% получили символичные сроки, которые явно не отражали масштаб преступлений, которые им вменялись.
Стоит ли говорить о том, что сербы составили 60% обвиняемых, а лидеров мусульманских боевиков Гаага чаще всего отпускала или отправляла за решетку в среднем на 5 лет. Сербы либо не доживали до вердикта, как экс-президент Югославии Слободан Милошевич, либо получали самые серьезные наказания. Так, в 2017 году командующий армией Республики Сербской Ратко Младич получил пожизненный срок за выдуманное убийство 8 тысяч мусульман в районе Сребреницы.
Западные медиа, рисовавшие в 1990-е годы сербов людоедами, замалчивали очевидную ангажированность процесса. Не самым лучшим образом вели себя новые сербские власти, пытавшиеся усидеть на двух стульях. Например, выдача Гааге Младича стала условием дальнейшей евроинтеграции страны.
Россия достаточно быстро протрезвела, увидев, последствия МТБЮ. Соглашательская политика Москвы в 1990-е годы привела к распаду крупного федеративного государства на юге Европы. Итоги этого процесса были весьма показательны.
После 1999 года Белград (несмотря на господство в правящей элите националистов) отказался от восстановления армий и каких-либо политических амбиций. Сербия потеряла Черногорию (и следовательно — выход к морю), а признание независимости Косово фактически превратилось в главное требование для вступления в ЕС.
Больше всего поражает, что сербская элита готова даже забыть про унижение, которому ее подверг альянс. С 2015 года на территории Сербии могут беспрепятственно находится натовские военнослужащие. Причем нынешний лидер Сербии Александр Вучич клянется в любви к России и считается на родине правым политиком.
Выученный урок
Шоу, разыгранное в Гааге, процесс развала Югославии и политика Сербии после свержения Милошевича небезосновательно рассматриваются многими экспертами как сценарий, который Запад отработал на случай возрождения России. В частности, такой точки зрения придерживается крупнейший в РФ специалист по Балканам Елена Гуськова, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН.
Москва начала трезветь уже в 1994 году, когда разгорелась Первая чеченская война. Западные СМИ зачастили к лидеру сепаратистов Джохару Дудаеву и очень полюбили рассказывать о зверствах российских войск в отношении «свободолюбивого» чеченского народа. Чеченская кампания, как и боснийская война, тоже была гражданским конфликтов, сопровождавшимся этническими чистками и издевательствами над мирными жителями.
В 2000-е годы Россия пыталась препятствовать МТБЮ, критикуя его за ангажированность и блокируя финансирование судилища. Также Россия укрыла одного из сербских «военных преступников» и десятки участников боснийской войны. Тем не менее Москва не осмеливалась использовать право вето, когда Совбез голосовал за продление мандата Гаагского трибунала.
Тема МТБЮ стала вновь актуальной в связи с конфликтом в Донбассе. В Киеве и на Западе регулярно звучат призывы учредить трибунал по трагедии на востоке Украины. Москва игнорирует подобные провокации, прекрасно осознавая, кто будет виновен во всех злодеяниях, и какими последствиями для государственности РФ обернется новое международное судилище.