Материал комментируют:
Александр Зимовский
Белоруссия подходит к одному из узловых этапов кампании по выборам президента страны (они назначены на 9 августа). 19 июня заканчивается сбор подписей за выдвижение кандидатами в президенты. Юридически никто, включая действующего руководителя республики Александра Лукашенко, кандидатом на сегодняшний день не является. Барьер для участия в гонке — 100 тысяч подписей. Можно больше. После того, как подписи верифицируют, составится пул официальных кандидатов, точка отсчёта 14 июля.
Впрочем, уже сейчас градус накала страстей в Минске стал стремительно повышаться, и связано это в первую очередь с одним из потенциальных претендентов на президентский пост Виктором Бабарико. О своих политических амбициях этот экономический тяжеловес, возглавлявший до недавнего времени Белгазпромбанк (по 49,8 процентов акций у российских «Газпрома» и Газпромбанка) стал заявлять совсем недавно. Он может себе позволить достаточно жёстко критиковать действующего президента Лукашенко, заявляя, что «Александр Григорьевич привел страну к этой пропасти».
Батька подобных слов не прощает, а ещё крайне нервно относится к любым оппонентам, особенно к тем, кто претендует на его кресло. В общем, совсем не удивительно, что Белгазпромбанк стали «трясти» — туда с обысками нагрянули сотрудники департамента финансовых расследований Комитета госконтроля (КГК) и задержали 15 топ-менеджеров банка по делу об отмывании денег и уклонении от налогов. Самого Бабарико поспешили назвать «агентом Кремля», правда позже это «обвинение» сняли, но осадочек, как говорится, остался.
Читайте также
Мечта Киева сбывается: Украину возьмут в НАТО, но как Югославию — по частям
«Незалежная» вслед за Тбилиси получила статус партнера по расширенным возможностям Североатлантического альянса
О том, что происходит сейчас в Белоруссии в преддверии президентских выборов и что стоит за историей с арестом активов Белгазпромбанка, «СП» рассказал российский политолог, авторитетный эксперт по белорусской внутренней политике Александр Зимовский.
— Пока внутриполитическая ситуация в Белоруссии выглядит просто как бурление, но достаточно интенсивное. Паника в верхах, уголовные дела, поток бессвязных, но очень громких заявлений из уст всех людей, собравшихся попытать счастья на выборах. Всё это создаёт для внешних наблюдателей впечатление и предвкушение хаоса. Вообще, если читать местные и российские СМИ, вывод напрашивается самый простой, ленинский: в Белоруссии верхи не могут, а низы не хотят. На самом деле это глубочайшее заблуждение.
Сегодня белорусские низы больше всего озабочены не выборами. Они озабочены проблемами физического выживания. Нет, с голодухи никто не мрёт, речь о пандемии. Кроме самой пандемии, белорусы страдают от недостатка информации про коронавирус в стране (официальной информации они не верят по многолетней привычке, ну, вот не верят, и всё тут). Идут искать в интернет, а там им услужливо так говорят: «А власти скрывают». Поскольку контроль за местным инфополем власти потеряли уже давно, выступить в жанре «по слухам, но авторитетно» здесь просто некому. Да и негде, потому что белорусский сегмент телеграмм-каналов по реальной совокупной аудитории больше, чем местное Гостелерадио. Так что ушей, куда можно отлить, вполне хватает на всех, кто хочет дать белорусам «правду». Всё это накладывается на тяжёлую экономическую депрессию, выход из которой населению не виден.
Это привычная уже белорусам картина, но для Лукашенко она испорчена всего двумя мазками. О желании стать президентом страны заявил его бывший помощник Валерий Вильямович Цепкало, уважаемый в Белоруссии человек, отец местного IT-чуда. И бывший руководитель Белгазпромбанка Виктор Дмитриевич Бабарико, столь же уважаемый, а ещё и богатый по здешним меркам человек.
Хотя они идут на выборы порознь, у первого мощнейшие связи в местном госаппарате и на Западе — он служил послом в Соединенных Штатах и первым замминистра МИД Белоруссии. А у второго мошна, в которой карбованцев чуть побольше, чем в карманах галифе всего нового белорусского правительства, и ещё у белорусском государственном казначействе. Так гласит белорусская народная молва.
Хотя сам я, объективно, считаю, что это враньё. Такой себе доморощенный газлайтинг для Лукашенко. А поскольку белорусский президент и его советчики раньше про такую штуку как газлайтинг никогда не слышали, то эффект превзошёл все ожидания. Повторюсь, ещё и кандидатов-то нет, а в Белоруссии уже наговорено и наворочено столько, что будь здоров. Уточню и по самому термину «газлайтинг», к «Газпрому» он отношения не имеет, а произошел от английского названия пьесы «Газовый свет», им определяется форма психологического насилия, главная задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности.
Случай с Белгазпромбанком как раз из этого разряда. Виктор Бабарико рулил этим банком 20 лет, на днях уволился и объявил, что идёт в президенты. Мужчина он видный, говорит гладко, к тому же «меценат — на газпромовские деньги создал в банке корпоративную коллекцию культурных ценностей, на этом был хорошо распиарен в местных медиа. Газеты шумели, слава Виктора Дмитриевича Бабарико росла. И Лукашенко сделал стойку. Цепочка, которую, то ли он себе нарисовал, то ли ему нарисовали, была простая, как рельс: Бабарико — Белгазпромбанк — «Газпром» — Кремль — Путин. И наоборот, что ещё страшнее.
Кстати, у самого Бабарико вполне себе «вышиваночный» бэкграунд. Ни он, ни банк никогда не поддерживали в Белоруссии пророссийские структуры, ни словом, ни копейкой. Напротив, бывший уже шеф Белгазпромбанка всегда ориентировался на умеренно-националистические белорусские круги и пиарился в их медиа. На Бабарико даже в Москву жаловались, типа, на деньги Миллера окормляет местных белорусских русофобов.
Но теперь это никакого значения не имеет. 15 июня в Белгазпромбанке ввели временную администрацию, хотя под положения статьи 183 местного закона об экономической несостоятельности и банкротстве, где прописаны основания для такого решения, банк, в первой аппроксимации, никак не подпадает. Он прибыльный, и самый финансово устойчивый в республике, такой денежной подушки больше ни у кого нет, это официальная информация источников в Нацбанке Белоруссии.
Читайте также
Беглый олигарх пугает Россию произволом ФСБ, но не понять, что страшнее
Кто на самом деле является адресатом новых разоблачений лондонского политэмигранта
Накануне введения внешней администрации в банк пришли местные силовики. Опять-таки, официально было заявлено, что силовики нашли в банке деньги (sic!). В Белоруссии это стало сенсацией. Нашли ещё золотые слитки — банк, как и многие другие белорусские банки, уполномочен продавать мерные слитки драгметаллов, выпускаемые Нацбанком Белоруссии. Изъяли ту самую корпоративную «бабарикинскую» коллекцию предметов искусства, которую аудиторы «Прайс Уотерхаус» оценили в 14 миллионов 437 тысяч местных рублей, это 420,5 миллиона российских рублей по текущему курсу, или 6,1 миллиона долларов. Для публики стоимость коллекции назвали в 20 миллионов долларов, но искусство такое дело, вы же понимаете. Сегодня 20 миллионов, а завтра в сортире на стенке висит. Проиллюстрировали видеорядом, хотя очевидцы говорят, что некоторые картины показали вверх ногами. Вполне возможно, я не эксперт по Шагалу — его картины в этой коллекции есть.
Сам Виктор Бабарико с таким счастьем ещё на свободе. Однако сообщили, что показания на него получены от арестованных по делу Белгазпромбанка, их пока всего 15 человек. Остаётся загадкой, кто в этой ситуации выступает «терпилой». Если крали деньги у Газпромбанка, то сам «Газпром» должен сказать спасибо, раз безобразие прекращено. Если это тонкий намёк на толстое политическое иностранное финансирование белорусских выборов, то юридически Виктор Бабарико и иже с ним ещё даже не кандидаты. И пока что могут собирать хоть на «Союз меча и орала», если найдутся желающие скинуться.
Во всём происходящем конспирологи узрели желание Лукашенко создать условия для загадочного торга с Путиным. Люди попроще сводят всё к предвыборному пиару и распугиванию оборзевших конкурентов Лукашенко. Но, скорее всего, Белоруссии просто срочно понадобились деньги, а на переговоры про очередной кредит из России времени не было. Ну, вот, перехватили до получки, а нотариально оформят попозже. Дело-то житейское.