Отношение россиян к союзной Белоруссии можно охарактеризовать как прагматичное. По мнению большинства, несмотря на традиционно дружественные отношения, поставки российских газа и нефти в Белоруссию должны осуществляться по рыночным ценам. Об этом говорят результаты исследования, опубликованные ВЦИОМ. Опрос проведен на фоне затяжного спора между двумя государствами об условиях поставки энергоносителей.
По данным социологов, свыше половины — 56% опрошенных россиян, считают, что Москва не должна предоставлять скидки на поставляемые Минску нефть и газ даже с учетом политической поддержки с той стороны. Противоположного мнения придерживаются 38% россиян. Схожие цифры были получены и во время предыдущих опросов, начиная с 2011 года.
Отметим, что на оценку респондентов сильно влияет их информированность. Когда опрошенные узнавали, что на январь текущего года долг Минска составлял 340 млн. долларов, доля сторонников расчетов по рыночной цене, без скидок, увеличивалась до 69%. Еще одна особенность — доля альтруистов, согласных с дотированием Россией нефтегазовых поставок, выше среди молодежи от 18 до 24 лет. То есть тех, кто, возможно, не до конца понимает цену деньгам.
Последнюю особенность отмечает руководитель Департамента исследований ВЦИОМ Степан Львов. Именно представители старшего поколения, заставшие «дружбу народов», теперь выступают с более строгих позиций. «Партнерство, — пишет Львов, — теперь не предполагает братской помощи, а предусматривает строгое отношение к паритетности сделок». Отношение к проблеме большинства как нельзя лучше иллюстрирует поговорка «Дружба дружбой, а табачок врозь».
Дрейф россиян в сторону более прагматичного отношения демонстрирует их общая оценка Белоруссии относительно России. Доля тех, кто считает ее «дружественным государством» с 2008 года сократилась с 50% до 40%. При этом число тех, кто видит в Минске, в первую очередь, торгово-экономического партнера выросло очень существенно — с 24% до 35%. Количество россиян, считающих Белоруссию «конкурентом» или даже «врагом», по-прежнему ничтожно.
Отметим, что по данным того же опроса, 78% респондентов довольно неожиданно выступило за введение визового режима с государством-партнером. Правда, интервьюеры, задавая вопрос, связывали эту меру с возможным несанкционированным въездом в РФ граждан из третьих стран, в связи с недавно введенным Минском «безвизом». Кремль поспешил заверить, что таких планов у России нет.
Газовый спор между двумя странами длится уже больше года, начиная с того момента, как Минск в одностороннем порядке стал платить за российский газ почти вдвое меньше, ссылаясь на межправительственное соглашение от 2011 года. Нынешнюю цену — 132 доллара за тысячу кубометров, Белоруссия хотела бы сбить до 73 долларов. Притом, что цена газа, например, для Украины в 2016 году приближалась к 150 долларам.
Отказ Минска закупать газ по предлагаемой цене привел к тому, что Москва срезала поставки беспошлинной нефти. Теперь белорусская экономика, а также бюджет несут потери. За минувший год стороны трижды объявляли о решении спора, однако этого так и не случилось. Уже в 2017 году Минск повысил стоимость транзита российской нефти через территорию Белоруссии. Новые ставки действуют до 31 марта и, очевидно, служат аргументом в продолжающемся споре.
По последней информации, вице-премьеры РФ и Белоруссии Аркадий Дворкович и Владимир Семашко подготовили проект протокола по поставкам нефти и газа в Белоруссию. Ожидается, что документ, находящийся сейчас на рассмотрении у руководства России, должен уладить спорные вопросы. Однако о его содержании ничего не сообщается.
Эксперт по проблемам российско-белорусских отношений, сотрудник ВШУ Дмитрий Болкунец ожидает постепенного пересмотра практики субсидирования Россией поставок в Белоруссию и перехода на рыночные принципы взаимодействия.
— Результаты опроса ВЦИОМ вряд ли отражают отношение к белорусскому народу. Это, скорее всего, следствие тех белорусско-российских отношений, которые мы наблюдали все последние годы. Видимо, сейчас пора уже провести их ревизию. Хотя белорусский политический класс смотрит на это иначе.
«СП»: — Как именно?
— Следует знать, что значительная часть белорусской политической элиты убеждена, что Россия должна субсидировать белорусскую экономику. Многие внутри Минской кольцевой автодороги уверены, что Москва обязана платить. Действует устаревшая модель, когда из России «выбиваются» преференции. Хотя, наверное, белорусской стороне следует заниматься развитием своей экономики. Например, искать новые источники финансирования, инвестиций.
«СП»: — Не является жесткая позиция Москвы по нефтегазовому спору способом подтолкнуть к пересмотру наши отношения?
— Скорее всего, так и есть. А кроме того, Россия сама сейчас имеет финансовые затруднения в экономике и продолжать работать на кого-то по старой схеме, субсидируя поставки, уже невозможно. Вряд ли Россия сразу откажется от своих субсидий, но их объемы будут снижаться. Будет переход на рыночные отношения. Ведь даже кредиты, предоставляемые в рамках Евразийского банка развития, обусловлены реформированием белорусской экономики. Точно так же поступают и западные кредитные учреждения.
Научный сотрудник ИМЭМО РАН Юрий Баранчик видит противоречие в экономических и политических аспектах интеграции двух стран.
— Российско-белорусские отношения выглядят парадоксально. С одной стороны, нам говорят, что мы живем в общем Союзном государстве и поэтому цены на российские энергоресурсы для Минска должны быть особыми. Но как только заходит речь о политических аспектах интеграции — о единой внешнеполитической линии, признании Крыма или, например, о внутренней информационной политике, то белорусская сторона, ссылаясь на независимость, ведет себя так, как считает нужным.
Именно это противоречие и уловили большинство россиян — те, кто в соцопросе ВЦИОМ высказался за отсутствие всяких скидок и преференций Минску. Получая энергоресурсы по «союзным» ценам, следует и в других областях проводить «союзную» политику. А мы видим, что это не так.
Характерный пример — украинский конфликт. В России киевский режим считается однозначно необандеровским, чуть ли не нацистским, а сопротивление Донбасса — пророссийским. Погибшие командиры армий народных республик для нас герои. В Белоруссии позиция иная. Например, на прошлой неделе была закрыта часть российской экспозиции на международной книжной выставке, где как раз были книги о героях Новороссии. Киевский режим при этом называется «братским». А ведь он убивает детей Донбасса.
Комментируя подозрительно высокую цифру — 78% желающих введения визового режима с Белоруссией, старший научный сотрудник РИСИ Олег Неменский призывает обращать внимание на контекст и формулировки вопросов социологов.
— На мнения россиян могут оказывать влияние два фактора. Во-первых, некоторая усталость от постсоветского пространства, ближнего зарубежья и желание отгородиться от его проблем. Конечно, это касается в первую очередь Средней Азии, но и Украины тоже. В случае Белоруссии действует своеобразная украинская матрица. К тому же текущие противоречия с Белоруссией довольно активно обсуждаются на телевидении.
Но в целом для россиян не характерно внешнее отторжение белорусов. В них видят, скорее, часть своего народа, пусть и немного обособленную. На уровне бытового общения этническая граница вообще не ощущается. Поэтому столь высокую цифру следует воспринимать с осторожностью. Понятно, что чужих из третьих стран никто не хочет пускать к себе домой. Но если бы социологи спросили про белорусов, картина была бы прямо противоположной.