На днях в Ленинградской области произошел скандал, который уже дошел до Совета Федерации. При этом уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова не нашла нарушений в антинаркотической операции МВД, которая была проведена в одной из школ Сестрорецка, а зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Елена Мизулина уже сделала запрос в Генпрокуратуру по поводу этого «безобидного» события. Директор школы, где все проходило вообще уверена, что детям даже понравилась такая форма мероприятия. Было это все в школе № 556 и лицее имени Мосина.
От стопроцентного тестирования до полицейских рейдов в школы
Антинаркотическое мероприятие проводилось в конце марта, но известно о нем стало гораздо позже, оттого и скандал стал набирать обороты только сейчас. Он вызвал довольно бурную реакцию сначала родителей, а затем и многих сторонних людей. А выглядело все это так: для того, чтобы определить риск вовлечения школьников в потребление и оборот наркотических средств, полицейские провели свои оперативно-профилактические мероприятия с участием служебно-розыскной собаки. С одной стороны, вроде правильно. Ведь хорошо известно, что во многих школах употребление наркотиков, да и их продажа — не редкие явления. Поэтому полицейские периодически заглядывают в образовательные учреждения. Возмутило людей другое. Интернет обошла фотография из Сестрорецка. На ней — стоящие в ряд лицом к стене школьники. Многим такое обращение не с преступниками, а с детьми, показалось, мягко говоря, странным. А вообще это, конечно, просто унижающая человеческое достоинство процедура, достойная лишь матерых уголовников. Впоследствии вызвавшая дискуссию фотография была удалена с сайта ОМВД. Однако осадок от такого мероприятия остался у многих. Особенно, конечно, у родителей.
Многие вообще считают, что полиции не место в школах, другие склоняются к тому, что в борьбе с наркоманией любые средства хороши. В любом случае, никто и никому не позволял ставить детей лицом к стене и пригонять овчарок. Видимо, правоохранители в свойственной им манере решили быстро решить проблему. А она, эта проблема, требует долгого и кропотливого труда. И если уж ставить лицом к стене кого-то, то взрослых, которые просмотрели эту проблему и тех же правоохранителей, которые не могут остановить распространение дури даже по детским заведениям. В итоге в школе никаких наркотиков не нашли, дети тест прошли. Только почему обращались с ними как с преступниками?
Недавно главный внештатный специалист — нарколог российского Минздрава Евгений Брюн заявил о внедрении стопроцентного тестирования школьников и студентов на употребление наркотиков и, наверное, все же он не такую форму имел в виду.
Ведь на самом деле проблема употребления наркотиков детьми и подростками особенно актуальна в российских регионах, где и так непростая социально-экономическая ситуация. Например, в Южно-Сахалинске на учет поставили даже восемь детей в возрасте 10−12 лет. Что заставляет наше подрастающее поколение, часто — совсем детей, употреблять наркотики?
«Удовольствие», уносящее жизни
Специалист по социологии молодежи профессор Виктор Нечипуренко считает, что причины наркомании коренятся в биологической, психической и социальной природе человека.
— Жизненная энергия, повышенная чувствительность и активность рецепторов делают подростков «биологически связанными», постоянно ищущими новых впечатлений и рискованных ситуаций, в которых они формируют собственную идентичность и самооценку, — говорит профессор Нечипуренко. В подростковом возрасте еще продолжается развитие мозга, который имеет большую нейропластичность, чем у взрослых, но некоторые его области менее зрелы, чем другие. Мозг подростка ученые часто сравнивают с автомобилем с прекрасно функционирующей педалью газа (стимулами к удовольствию), но со слабыми тормозами (системой внутреннего самоконтроля). Подростки очень мотивированы на то, чтобы добиваться удовольствий и избегать боли, но их способность принимать взвешенные решения, просчитывать их последствия и риски, весьма ограничена. Это влияет на их решения об употреблении наркотиков.
«СП»: — То есть, подростки связывают с употреблением наркотиков какие-то положительные эмоции, физические ощущения?
— Удовольствие, получаемое мозгом от всплеска уровня допамина под действием наркотика, намного превышает «порцию» естественного наслаждения. Это создает особенно сильный стимул для желания повторить опыт. И тогда мозг усиливает нервные связи между удовольствием и употреблением наркотиков, делая эту ассоциацию все сильнее и сильнее. Вскоре прием наркотика становится смыслом жизни подростка, подменяя собой все другие возможные позитивные стимулы. Меняются не только ценности и приоритеты человека, но и важнейшие области мозга, отвечающие за рациональное поведение и самоконтроль, а это снижает способность человека контролировать или прекращать употребление наркотиков. Вот почему, несмотря на распространенное мнение, сила воли зачастую недостаточна для преодоления зависимости.
«СП»: — Почему же подростки, даже после антинаркотической пропаганды во всех средствах массовой информации, после внушений родителей и педагогов, начинают употреблять наркотики?
— Все начинается с простого любопытства. Многие подростки слышали о наркотиках, но им интересно испытать их на себе, «получить кайф». В этом они видят развлечение, которое позволяет им приукрасить «серые» будни и уйти от реальности, с ее ограничениями и проблемами, в мир фантазий. Неблагополучная семья, скучная учеба или работа, несчастная любовь, или просто неудовлетворенность своей жизнью. Наркотики дают им возможность почувствовать себя немного сильнее, храбрее, умнее, красивее или важнее. Конечно, это длится недолго, но позволяет забыть о проблемах, обязанностях и ограничениях повседневной жизни.
Причина кроется в семье?
Психолог Ирина Хвингия уверена, что надо понять причины, по которым подросток «убегает» в мир наркотиков. Потенциального наркомана достаточно легко определить по целому набору качеств — это и эгоцентризм, и стремление к демонстративному поведению. Подросток считает, что он «лучше всех», но окружающий мир его не понимает и не принимает. Как правило, для формирования таких качеств необходимы соответствующие условия. Далеко не всегда наркоманы вырастают в неблагополучных семьях. Многие дети из очень состоятельных и образованных семей становятся наркоманами. Причина — воспитание. Если ребенок растет либо в условиях жесткого подавления, либо вседозволенности, то шансы вырастить наркомана или преступника очень велики. Начните с анализа собственных семейных отношений, поймите, что вы лично делаете не так и почему ребенок мог «подсесть» на наркотики или попасть в дурную компанию. Уже потом можно винить другую группу внешних факторов — одноклассников, старших друзей, социальные сети.
-Очень часто родители совершают распространенную ошибку — начинают подозревать и винить ребенка в мнимой наркомании, хотя на самом деле он и не думает употреблять наркотики, — рассказывает Ирина Хвингия. — Этим они не только отстраняют его от себя, подчеркивают свое недоверие к близкому человеку, но и фактически «рекламируют» ему наркотики. Ребенок, в конце концов, задается вопросом — «А что? Почему бы и не попробовать? Ведь все равно родители считают, что я наркоман».
Чтобы поразить гидру, надо попасть в сердце
Как бороться с подростковой наркоманией? Вроде бы и законы жестки, и полиция работает, а молодых и совсем юных наркоманов все равно много. Об этом я спросил у члена Союза юристов Московской области адвоката Владимира Редькина. Он считает, что многие подростки получают сведения о наркотиках, о способах их употребления, договариваются с т.н. «закладчиками» в интернете. Даже несмотря на наличие специальных отделов в правоохранительных органах, обширное интернет-пространство очень сложно контролировать. Тем более, что наркоторговцы придумывают все новые и новые ухищрения.
«СП»: — За употребление наркотиков карают очень строго. Имеет ли смысл дальнейшее ужесточение наркотических статей УК РФ?
— Эти статьи УК РФ (ст. 228−233) и так предусматривают очень серьезную уголовную ответственность. За сбыт, совершенный в особо крупном размере, можно получить от 15 до 20 лет лишения свободы или даже пожизненное лишение свободы. Сейчас российские тюрьмы переполнены заключенными, отбывающими срок по ст. 228 УК РФ. За сбыт 1,5 грамм амфетамина можно получить от 8 до 15 лет лишения свободы. Ситуация похожа на борьбу с гидрой: отрубая одну голову, появляется три, а победить можно — лишь поразив сердце, т.е. источник поступления наркотиков на наркорынок.
«СП»: — Как бороться с наркоторговцами из числа самих подростков? Ведь несовершеннолетним обычно не дают серьезные сроки за наркоторговлю?
— Вовлечение в наркобизнес несовершеннолетних — это действительно очень серьезная проблема. Ведь, согласно УК РФ, ответственность по статье 228.1 УК РФ за сбыт наркотических веществ, наступает с 16 лет. То есть, несовершеннолетнего в возрасте младше 16 лет привлечь к уголовной ответственности по данной статье нельзя. Единственное, что грозит такому наркоторговцу — постановка на учет в подразделении по делам несовершеннолетних. Но и до 16 лет подросток способен осознавать смысл своих действий. Многие несовершеннолетние распространяют наркотики из собственных корыстных соображений, пользуясь тем, что привлечь их к ответственности невозможно. Для того, чтобы борьба с несовершеннолетними наркоторговцами была более успешной, необходимы сочетание таких мер как снижение возраста уголовной ответственности по статье 228.1 до 14 лет, и своевременная профилактика сбыта наркотиков в среде несовершеннолетних.