На фоне больших неофициальных торжеств в Риге по случаю Дня Победы и массовой акции рижан «Бессмертный полк» печально выглядят заявление шефа местной контрразведки — Полиции безопасности — Нормунда Межвиетса о финансировании этих мероприятий Россией, а также просьба депутата Европарламента, члена КПСС с 1977 года Инесе Вайдере к Еврокомиссии выделить 3 миллиона евро на борьбу с российской пропагандой.
А кстати, почему так мало? Явно недооценен мифический вклад нашей страны в сохранение народной памяти о Великой Победе. Инесе Вайдере вообще просила эти деньги не только для Латвии, а и для соседей. Попросила бы 5 миллиардов долларов, подобно тем 5 миллиардам, которые США выделили в свое время для Украины, — об этом сообщала помощник госсекретаря Виктория Нуланд. Ну никакого масштаба в мышлении латвийского политика. Лишь бы хвать мелкую подачку с западного стола. Но и заметим: те 5 миллиардов, как и другие миллиарды США, вложенные в «цветные революции», а точнее, в госперевороты, нисколько не тревожат демократические сердца представителей прибалтийских элит.
Не знаю уж, какие огромные деньги должны были «выгнать» 9 мая многие тысячи рижан с цветами и портретами родственников — героев войны — на улицы столицы Латвии, и кто подкупил мэра Риги Нила Ушакова, который произнес вчера компрометирующие слова: «Десятки тысяч рижан и гостей города пришли сегодня возложить цветы к памятнику Освободителям. Рига второй день продолжает чтить память погибших в самой страшной войне в истории человечества. И Рига продолжает отмечать День победы над нацизмом и говорить спасибо ветеранам». Никаких денег у России не хватит, чтобы подкупить и завербовать столько «агентов Кремля»: акция «Бессмертный полк» прошла в странах Северной и Южной Америки, Ближнего Востока и даже Юго-Восточной Азии. Эти шествия состоялись в Германии, Франции, США, Японии, Польше и даже в Литве, чью элиту тошнит от одного упоминания о Кремле, и во многих других странах.
Конечно, «Бессмертный полк» и мероприятия Дня Победы особенно раздражают в Латвии сторонников эсэсовцев. Ну как могут их не возмущать слова Нила Ушакова: «9 мая является уникальным днем в Латвии и в Риге — это праздник, который официально все игнорируют. Но этот праздник собирает больше людей, чем любое другое официозное мероприятие, где присутствуют правящие политики»? Да еще мэр нагло отрицает помощь России: «Нам никто не помогает организовывать праздничные мероприятия — ни государство, ни заграница. Мы, рижане, сами все делаем — и собираем пожертвования ветеранам, и развозим им подарки, и организовываем концерт у памятника Освободителям. У нас тут нет разделения на латышей и русских. Потому что против нацизма воевали и русские, и белорусы, и украинцы, и евреи, и десятки тысяч латышей служили в Красной армии».
Все-таки если бы были реальные потоки денег на организацию «антигосударственных» мероприятий — Полиция безопасности обнародовала бы счета, задержала бы курьеров с чемоданами рублей или евро. Нет ничего у госбезопасности, кроме болтовни и самопиара.
Понятно, что в акции «Бессмертный полк» участвуют не обожаемые элитой Латвии ветераны СС. Вот ведь не встревожила 9 мая Полицию безопасности провокационная затея общества «В поддержку национальных воинов» (читай — ветеранов-эсэсовцев и «лесных братьев») у здания Латвийской национальной библиотеки и на площади Латышских стрелков. Это была акция против «советской оккупации», как называют советский период в Латвии, против празднования Дня Победы. Да и как могла встревожить, если Полиция безопасности сама называла мероприятия Дня Победы и акцию «Бессмертный полк»… самыми опасными пророссийскими мероприятиями, якобы призванными навредить политической обстановке в Латвии.
Из-за такой оценки произошло косвенное саморазоблачение и шефа госбезопасности, и представителей элиты Латвии, поддерживающей такую позицию. Вопрос: как память о погибших в борьбе с нацизмом может навредить стране?
Может лишь в одном случае, да и то не стране, а псевдоэлитам, которые поддерживают сторону, участвовавшую в войне против СССР. Да и, вот парадокс, — и против США, коль скоро Вашингтон приписывает себе победу над фашизмом и да — входил в антигитлеровскую коалицию. Конечно же, сторонникам эсэсовцев трудно смириться с победой советских солдат. А вклад американских они обходят опасливым молчанием.
Инесе Вайдере в заявке на 3 миллиона евро пишет обоснование: «В российских кампаниях по дезинформации нет уже ничего нового, но их силу нельзя недооценивать. Их цель в том, чтобы подорвать нашу западную демократию».
Ну что поделаешь: всегда убежденный человек. Первую половину жизни верно служил КПСС, теперь, видно, верно служит СС.
Евродепутат не раз, как и поклонники эсэсовцев, делала резкие выпады против русских Латвии. В одном из интервью даже сказала: «Бывший президент, хотя он и против второго госязыка, никогда не забывает подтвердить „особое“ уважение к русскому языку. Хотя было бы правильно уважать русский язык в такой же степени, как язык чукчей. У нас необоснованно низкое национальное самосознание — из-за негативной пропаганды и советских комплексов».
Кого из бывших президентов Латвии член КПСС с 1977 года с высоким «национальным самосознанием» имела в виду? Наверное, Гунтиса Улманиса, однажды опрометчиво сказавшего: «Я никогда не отказывался говорить на русском /…/ Русский язык широко распространен в мире. За 20 лет, что я нахожусь в политике, я много поездил, участвовал в различных конференциях, почти везде наравне с другими (большими языками) используется русский /…/ Русский язык дает мне возможность общения с очень богатой русской культурой».
Да и нынешний президент Латвии Раймонд Вейонис не гнушается русского языка. Может, потому, что он не был членом КПСС и ему не надо доказывать чистоту патриотических помыслов?
Правда, и он против Дня Победы. Уверял, будто празднование 9 мая используется… для раскола латвийского общества.
Ну что поделаешь. Это даже не факт. Это диагноз.