Продовольственные карточки вновь могут появиться в России. Но не для всех наших сограждан, как это было в первые послевоенные годы, и в конце 1980-х, а для малоимущих. Соответствующее предложение, вынесенное на днях министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым, на обсуждение комиссии по контролю за реализацией предвыборной программы «Единой России», было партийцами одобрено.
Поддержал данную инициативу и Минфин. Д. В. Мантуров подтвердил это в комментарии для СМИ. «Я встречался по данному поводу с главой данного ведомства Антоном Силуановым, — сказал он — И мы пришли к единому мнению: программа заслуживает внимания. Вопрос в сроках её реализации, и в источниках финансирования».
Рассчитана «Программа адресной продовольственной помощи» на тех россиян, которые не могут позволить себе, цитирую чиновников Минпромторга, «покупать свежее охлажденное мясо, свежую охлажденную рыбу, свежие овощи». Иными словами, товары определенной, то есть, высшей категории. И распространяться будет её действие только на продукцию отечественных производителей, став одной из мер по стимулированию на неё спроса.
Чего точно нельзя будет приобрести на талоны, как уверяют разработчики, так это алкоголь и табачные изделия.
А работать система продовольственной помощи будет на базе банковских карт «Мир». По предварительной информации, ежемесячно на неё планируется зачислять баллы, которые можно будет расходовать на необходимый набор продуктов. При этом баллы, не потраченные в течение месяца, сгорят. Снять с карты «живые деньги» будет невозможно, а вот пополнять её, по информации все того же Дениса Мантурова, можно будет без проблем. Правда, каким образом, министр пока не уточняет.
Данная инициатива обойдется государству, по предварительным данным, в более чем 300 миллиардов рублей. Три месяца назад, когда Мантуров и К* вновь после двухгодичного перерыва заговорили о продкартах, называлась иная цифра — чуть более 100 миллиардов. С чего вдруг цифра утроилась, непонятно. Инфляция в первом квартале текущего года, как нас уверяли, не превысила и 4%. Сама же идея посетила Минпроторг ещё в 2015 году. Но реализация её раз за разом откладывалась из-за дефицита бюджетных средств.
Сейчас этого дефицита, стало быть, уже нет? Или что-то не складывается в работе правительства РФ, если оно возвращается к уже изрядно подзабытым методам советской эпохи?
— Основная причина создания специальной продовольственной программы для малоимущих — это желание продвинуть в массы платежную карту «Мир», не более того, — уверен экономист, президент Торгово-промышленной палаты Ленинградской области Дмитрий Прокофьев. — В этом, на мой взгляд, ключевая её идея. Надо же как-то мотивировать её приобретение россиянами. У большинства на руках давно другие карты, и менять их люди не хотят, привыкли — удобно, надежно. Вот Министерство финансов вместе с коллегами из Минпромтруда и подсуетились. Спросите, зачем? Ну, чтобы, например, успешно осваивать государственные средства.
«СП»: — Хотите сказать, не нужны малоимущим никакие карточки? Бесполезны?
— Какие-то продукты, конечно, можно будет по ним приобрести… Знаете, в США эта система действует с 1960-х годов. Разрабатывалась она, замечу, в отличных от сегодняшних экономических и политических условиях. В стране, имеющей мало сходства с нашей. Но именно она и подвигла, мне кажется, отечественных чиновников перенести заокеанский опыт на родную землю. Что считаю ошибочным. Хотя бы потому, что получают в США талоны — они называются Food Stamp — преимущественно афроамериканцы из числа неработающих. Таковых там немало. Проживают все компактно на определенной территории, где обитают только нищие и безработные. Все равны.
У нас нет таких районов. У нас малоимущие живут рядом с людьми среднего достатка и богатыми. В чем тут минус? В том, что талонами (карточками) американские их владельцы расплачиваются в ларьках и небольших кафе. Те создаются в местах компактного их проживания, и это способствует развитию малого бизнеса. Расплачиваться можно как талонами, так и продуктами. Теперь представьте маленькие кафешки, дешевые магазинчики у нас за Уралом, в Сибири, на Дальнем Востоке — не выгодно! Малонаселенность, отдаленность, финансовая несостоятельность…
«СП»: — И как помочь тем, кто действительно нуждается?
— Создавать рабочие места. Развивать малый бизнес. Стимулировать любое интересное начинание «снизу», если оно может способствовать росту благосостояния людей. Иного средства я не вижу. Пока же у нас с точностью «до наоборот» — инициативу в основном глушат на корню.
Депутат Государственной думы Виталий Милонов согласен с Дмитрием Прокофьевым, но лишь отчасти.
— Да, это известная американская технология, — говорит Виталий Валентинович. — Она пришлась по душе и европейцам. Правда, использовать её те стали сравнительно недавно, когда к ним хлынул поток мигрантов с Ближнего Востока. В США чернокожие безработные, в Старом Свете — беженцы и иже с ними пользуются сейчас продовольственными карточками. Их «содержимого» вполне хватает на безбедное существование и ничего неделание. Не уверен, что нам следует слепо копировать эту систему. Вспоминаю историю с карточками для многодетных родителей в Петербурге, которые можно было отоварить в ограниченном числе магазинов, что создавало ажиотаж и нервозность среди людей. Тут и до злоупотреблений недалеко.
«СП»: — Говорят, что правительство надеется убить таким образом двух зайцев разом: поддержать малоимущих и помочь отечественному производителю, подстегнув спрос на российские товары…
— Возможно. И это было бы неплохо. Но четкие параметры программы пока не определены и это дает основание сомневаться в её надежности. Мне кажется, куда правильнее было бы эффективнее использовать трудовой потенциал тех, кого называем сегодня малоимущими и нуждающимися. Нужно развивать малый бизнес. Создавать рабочие места. А карточки? Это какая-то многоходовая конвертация получается: сначала даем деньги на продталоны, затем эти талоны надо обеспечить товаром… В таких схемах и до коррупционной составляющей недалеко.
Ответственный секретарь Правозащитного совета Петербурга, советник уполномоченного по правам человека города на Неве, экс-депутат питерского парламента Наталья Евдокимова саму идею карточек бесполезной не считает, но минусов у неё, говорит, пока больше.
— Уровень бедности в России, по данным Всемирного банка, поднялся в 2015-м году с 11,2 до 13,4%. Численность малоимущего населения увеличилась на 3,1 миллиона человек, достигнув в общей сложности 19,2 миллиона человек, — оперирует неутешительными цифрами Наталья Леонидовна. — Точных показателей за 2016 год пока нет, но вряд ли они сильно улучшились из-за продолжающейся рецессии. И в этой ситуации правильным было бы поддержать наше население. Тем более что цены в последнее время растут — и на импортные товары, и на наши. Немало людей находится в тяжелой ситуации. Но с другой стороны, такие карточки эффективны на короткий, сиюминутный, период времени. Проблему в целом они не решат. Потому, прежде чем их вводить, нужно хорошенько все просчитать. Есть смысл тратить 300 миллиардов рублей на данную программу? Тогда запускайте. Нет? Забудьте. А то выйдет как с пресловутым «ямочным» ремонтом на дорогах: залатали и забыли. А через короткое время глядишь, на той же дороге вновь ямы, рядом с заплатами.