Материал комментируют:
Саида Сиражудинова
Ингушетия вслед за Чечней начнет регулировать поведение гостей на свадьбах. Евкуров поручил создать комиссию, которая будет согласовывать маршруты движения свадебных кортежей и даже количество машин. Объясняют все это чиновники, как всегда, требованиями безопасности.
«Не закрывать глаза на «гонялки»!
Юнус-Бек Евкуров поручил правительству и местным властям Ингушетии создать межведомственную рабочую группу, которая будет контролировать свадебные кортежи в республике. Об этом Евкуров заявил 15 августа на специально созванном совещании с представителями МВД и Совета безопасности.
Евкуров сообщил на своей страничке в инстаграме, что рабочая группа должна появиться до 25 августа: она будет согласовывать маршрут и количество машин, а затем контролировать передвижение кортежей.
Таким неожиданным образом ингушский лидер отреагировал на скандал, который разгорелся в селении Сурхахи (Назрановский район). В соцсети выложили видеозапись передвижения кортежа на свадьбе Аушевых: отчетливо видно, как водители двух внедорожников (Mercedes Gelandewagen и Mercedes ML) обгоняют друг друга, таранят, пытаются столкнуть с дороги… чтобы занять место за автомобилем, в котором сидит невеста.
В итоге обе машины были разбиты. Евкуров заявил, что оба водителя уже привлечены к административной ответственности за нарушение «Правил дорожного движения», а по окончании проверки МВД, возможно, им предъявят и обвинения в уголовном преступлении.
«Такие действия должны быть наказаны и иметь для нарушителей серьезные последствия! Власти не намерены закрывать глаза на творящийся беспредел. Считаю, что списывать подобные свадебные „гонялки“ на местный колорит — оскорбительно для нашего народа», — пишет Юнус-бек Евкуров в инстаграме.
По данным республиканского ГИБДД, с начала года в автомобильных авариях в Ингушетии погибли 40 человек и еще 194 были ранены. И показатели практически не идут на убыль: за первые семь месяцев 2016 года в ДТП погибли 47 жителей Ингушетии, а ранения получили всего 146.
Кортеж ценою в миллиард
В соседней Чечне подобные правила действуют уже как минимум год: для каждого муниципалитета утверждено количество машин, которое может быть в свадебном кортеже (как правило, три-пять).
Как и водится в Чечне, для людей, приближенных к Рамзану Кадырову, из любых законов есть и исключения. Скажем, в апреле 2016 года шикарно отпраздновали свадьбу Хамзата Кадырова — племянника чеченского лидера, который похвастался размахом торжества в своем инстаграме.
Свадебный кортеж состоял далеко не из трех-пяти машин — колонна из сотни автомобилей растянулась почти на километр. Это были шикарные Rolls-Royce и внедорожники Mercedes (блогеры подсчитали, что суммарная стоимость машин в кортеже Кадырова — почти миллиард рублей). Над километровой очередью авто кружил вертолет, а затем для гостей свадебной церемонии устроили конные скачки и показательные соревнования по борьбе.
К свадебным традициям в Чечне сам Рамзан Кадыров относится трепетно. Еще в феврале 2013 года он утвердил «Единую концепцию духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения». Во исполнение этой концепции в сентябре 2015 году в муниципалитетах Чечни были утверждены «Общие требования к традиционной чеченской свадьбе» (нохчийн ловзар).
На свадьбах запрещены любые признаки «западного» веселья — открытые платья, разрезание свадебного торта, бросание букетов невесты и даже ритмичные, быстрые танцы. Парни и девушки должны танцевать на расстоянии не меньше вытянутой руки.
Стоит ли говорить, что на чеченских свадьбах запрещено распивать спиртные напитки, а главное, стрелять из любого вида оружия.
Следить за соблюдением правил проведения нохчийн ловзар обязаны административные комиссии — по сути, полиция нравов. Если владелец ресторана или банкетного зала увидит, что на свадьбе допускают некие «вольности», он сам обязан вызвать комиссию Минкульта республики.
Модернизация против традиций?
«Свободная пресса» обратилась за комментариями к нашему постоянному эксперту, президенту Центру исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» Саиде Сиражудиновой.
«СП»: — Саида Валерьевна, насколько, на ваш взгляд, эффективной будет эта «свадебная» комиссия, которую захотел создать Евкуров?
— Думаю, Евкуров среагировал на одну из актуальнейших проблем республик — опасность на дорогах. Поведение свадебных кортежей, если хотите, — это лишь обостренная демонстрация попрания «Правил дорожного движения». Действительно, часто кортежи становятся виновниками и участниками аварий. И начало жизни молодоженов, таким образом, бывает омрачено страшной трагедией.
Здесь еще и стоит вопрос о нравственности и ответственности. На мой взгляд, жизненно необходима профилактическая, разъяснительная работа с населением по этому вопросу. В том числе со стороны религиозных структур.
Важен контроль! Но, увы, сегодня весь этот контроль «разбивается» телефонным правом: статусом, родственными и личными связями, а также материальным фактором.
«СП»: — Но ведь и «чеченский» вариант, где создана по сути полиция нравов, тотально следящая за свадьбами, — это тоже не выход.
— Да, конечно, контроль должен быть умеренным. Проведение свадьбы — радостного, светлого и запоминающегося события, зарождения новой семьи — под контролем чиновников в республиках, где люди и так постоянно сталкиваются в своей жизни с частым контролем, не совсем приятно и понятно.
Необходимо просто оградить свадьбу от неблагоприятных последствий и противоречащих нормам привнесений. Не вторгаясь при этом, в свадебные традиции, и не создавая новые, не характерные ранее для народа. Именно свадебные традиции — это то немногое, что народам удается сохранить в потоке глобализации.
«СП»: — Как же так вышло, что сегодня для российского обывателя «кавказская свадьба» — это непременно что-то пугающее: со стрельбой, дикой лезгинкой, таранами дорогих авто?!
— Причина инцидентов подобных тому, что произошел в Сурхахи (и не только его), — это кавказское стремление к показному вызывающему поведению, к риску, к игре на публику.
Раньше свадьба — это был красивый праздник, с благородством танца, весельем, шуточными обрядами. Никаких таранов нельзя было и представить, все это привнесли совсем недавно.
Люди на Кавказе очень сильно изменились. Произошла определенная модернизация общества и модернизация традиций. Традиционная нравственность требует уважения к другому и осознанию ценности чужой (и особенно чужой!) жизни. В то же время та нравственность и этикет, которые ранее были характерны для ингушского народа, ослабли у многих.
В последние годы происходит вытеснение самобытности арабской культуры. Народ отказывается от традиционных свадеб, теряя себя. Поэтому важно сохранить традиционные свадьбы, но вернув в них и традиционную нравственность, усилив элемент воспитания и просвещения.