Материал комментируют:
Дмитрий Журавлев
Павел Салин
Приоритет работы осенней сессии Госдумы — реализация законодательного обеспечения послания президента РФ от 2016 года, заявил спикер нижней палаты Вячеслав Володин. «Прежде всего — реализация законодательного обеспечения послания президента. Уважаемые коллеги, это наш приоритет… Нам с вами предстоит завершить законодательное обеспечение именно в осеннюю сессию. Дальше уже будет послание текущего года и задачи на следующий год. Поэтому не нужно нам с вами создавать долги, проблемы, которые накопятся», — сказал Володин на открытии осенней сессии.
Конечно, Владимир Путин в своём послании Федеральному собранию в декабре 2016 года затронул немало важных для страны вопросов. Но, по большей части, поднятые проблемы… не отличались новизной. Недопустимость цензуры, развитие институтов прямой демократии, борьба с коррупцией, улучшение качества медицинской помощи — всё это, казалось бы, не требует каких-то особых законов. Соблюдались бы те, что уже есть. Кроме того, получается, что депутаты должны забыть или в лучшем случае надолго отложить те актуальные проблемы, которые волнуют их самих и их избирателей (если они не попали в число упомянутых в президентском послании). Насколько это правильно?
— Данное высказывание Володина достаточно знаковое, — считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Перед Госдумой сейчас встала дилемма: как вести себя дальше. Возникла некая политическая пауза.
Ещё не так давно перед Государственной Думой стояла задача по «закручиванию гаек» в стране. Можно вспомнить законодательные инициативы госпожи Яровой и других депутатов.
Этой осенью ожидалась новая волна ужесточения законодательства в отношении несистемной оппозиции и не только в соцсетях, на улицах и т. д. Летом вносились соответствующие законопроекты в Госдуму. Сейчас, видимо, решили этот процесс ужесточения правил публичной деятельности пока «подморозить».
С другой стороны, по-прежнему, до конца неясно, идёт ли Владимир Путин на новый срок. Вроде бы всё ясно, но пара процентов интриги сохраняется.
Возникает вопрос — чем занять депутатов. Какое у них теперь будет стратегическое целеполагание. Так чтобы и лояльность президенту показать, и одновременно показать, что парламент решает важные для страны задачи. Вот и был выбран вариант, озвученный Володиным.
«СП»: — Несколько лет назад много писали и говорили о том, что наш парламент окончательно утратил самостоятельность, действует почти исключительно как обслуга исполнительной власти. Сейчас к этому все привыкли и говорят об этом мало. Но возможно ли возвращение к нормальной ситуации, когда парламент не только поддакивает президенту и правительству, но и гнёт свою независимую линию?
— Это станет ясно примерно через год. Когда перевыберут Владимира Путина или выберут кого-либо нового, уже в ближайшие месяцы станет ясно, намерен ли новоизбранный президент проводить конституционную реформу, о которой давно говорят. И какая роль, согласно этой реформе, будет отведена Государственной Думе. В перспективе ближайших нескольких лет есть вероятность, что самостоятельность Госдумы вырастет. Но раньше, чем через год этого ждать точно не стоит. Хотя, возникшие в последнее время «толкания» парламента с правительством РФ, говорят о том, что депутаты явочным порядком собираются упрочить своё положение, отбить для себя побольше места под солнцем уже сейчас.
— Конечно, вопросы, затронутые в Федеральном послании, важны для всей страны, — говорит экс-депутат Госдумы, директор Центра исследований политической культуры России Сергей Васильцов. — Поэтому ничего зазорного для депутатов в том, чтобы сосредоточиться именно на законодательном обеспечении инициатив президента, я не вижу.
«СП»: — Получается, что собственный законодательные инициативы депутаты вынуждены будут отложить надолго, если не навсегда. Ведь не за горами уже и новое послание президента Федеральному собранию.
— Я согласен, что наша Госдума, такая, как она есть, как она получилась за последние 20 лет, всегда идёт вслед за президентом. Это одно из её главных отличительных свойств. В чём-то это правильно, когда дело касается крайне важных для страны инициатив, но если ради второстепенных инициатив откладываются в долгий ящик актуальные инициативы самих депутатов, как нередко бывает, ничего хорошего в этом нет.
В целом, как бывший депутат, я могу сказать, что в положении нашей законодательной власти много печального. Я начал заниматься проблемами законодательных органов в 1973 году. И всю жизнь изучал этот вопрос в Академии наук. Могу сказать, что положение наших парламентариев странное, если не двусмысленное даже в мелочах. То, что у нас ввели, как для второгодников в начальной школе обязательное присутствие на всех заседаниях Думы, говорит о неуважительном отношении к народным избранникам. Подобной практики нет ни в одном парламенте мира, насколько я знаю.
— В данном случае Госдума больше привязывается к общим темам, а не конкретным задачам, — считает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. — Президент далеко не всегда в своём послании сказал «как», он сказал «что». Дума формально независимый орган, но все понимают, что там пропрезидентское большинство. Конечно, Володин мог сделать своё заявление на заседании фракции «Единой России», проходящей в закрытом режиме. С точки зрения политической этики, это было бы более красиво и правильно. Володин в данном случае просто оказался более откровенным человеком.
Кстати, при всём том именно при Володине степень самостоятельности Думы значительно выросла. По крайней мере, в отношениях с правительством РФ. Например, раньше правительственные органы вносили свои законопроекты в профильные комитеты Госдумы. Ясно, что когда министр обращается к председателю комитета ГД, то отказать ему крайне сложно. Теперь же министрам приходится вносить свои предложения через первых лиц парламента. Поэтому сейчас нет ситуации, при которой правительство передаёт законопроекты, почти всегда будучи уверенным, что их примут. Теперь, если коротко, сторонам приходится согласовывать свои позиции.
«СП»: — То есть наметилась тенденция, при которой Госдума постепенно становится менее зависимой от исполнительной власти?
— Исполнительная власть это не только правительство. Говорить о том, что Госдума сегодня или завтра станет независима от президента, скажем так, было бы несколько неосмотрительно. Да, по сути, президент — это просто глава исполнительной власти. Но так уж сложилось у нас, что, как поэт в России больше, чем поэт, так и президент — это нечто большее, чем просто должность. Почему так у нас получается — это отдельная исторически-философская тема, но президент у нас по факту просто «самый большой начальник». И вот «из-под него» выйти парламенту в ближайшее время вряд ли получится.