Материал комментируют:
Юрий Крупнов
Незадолго до выборов президент Владимир Путин объявил о новых инициативах государства, призванных улучшить демографическую ситуацию в России.
Основная новация — выплата регулярного денежного пособия за рождение первого ребенка. За основу взят детский прожиточный минимум. Начиная с 2018 года родители смогут рассчитывать в среднем на 10,5 тысяч рублей в месяц в течение полутора лет. В последующие два года эта сумма будет расти на 300 рублей ежегодно.
Также Путин предложил продлить программу материнского капитала за второго и третьего ребенка до 2021 года. При этом должны быть расширены возможности его использования. Остронуждающиеся смогут получать маткапитал на руки в виде ежемесячных выплат. Кроме того, эти деньги можно будет использовать для оплаты присмотра за ребенком начиная с двухмесячного возраста. В этом, по словам президента, большая нужда.
Семьи с двумя и тремя детьми, родившимися после 1 января 2018 года, смогут расчитывать на льготную ипотеку не под 12% и более, а под 6% годовых. Субсидировать такие кредиты будет государство. Это выгодно не только заемщикам, но и банкам ввиду высокой надежности таких кредитных продуктов, отмечают в Госдуме.
Ожидается, что по всей стране будет проведен капитальный ремонт и дооснащение оборудованием детских поликлиник. На это потребуется около 50 млрд рублей. Из них 30 млрд будет перечислено из федерального бюджета.
Общие расходы на все перечисленные меры составят по расчетам Минфина около 250 млрд рублей в год. Серьезного макроэкономического воздействия эти расходы не окажут, уверены в ведомстве. При этом выплачиваемые средства могут привести к росту ритейла и темпов ипотечного кредитования, считают в правительстве.
Таким образом, принимаемые меры помимо поддержки демографии станут эффектным и недорогим политическим шагом президента. «Идея сделать именно поддержку рождаемости главной темой предвыборной кампании в соцсфере возникла этим летом», — рассказал источник газеты «Коммерсант» в АП.
Однако проблема низкой рождаемости в России действительно реальна. По данным лаборатории исследований населения ВШЭ, в 2016 году в России появилось 740 тысяч первенцев и 760 тысяч вторых детей. Но в последующие пять лет их число из-за особенностей демографической пирамиды будет падать на 5?10% в год.
По мнению председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, принятые решения не смогут ликвидировать стратегическую опасность сокращения российского населения.
— Любые меры по повышению рождаемости — это благо. Поэтому, то что сейчас озвучил президент — это все правильный акцент. И вообще, правильно, что он, начиная с 2001 года резко поднимает проблему демографии, как одну из самых основных проблем страны. Но есть и серьезный минус.
Мы сейчас находимся в ситуации демографического коллапса, когда у нас мало рождается детей. В этом году опять обвал рождаемости, нас ждет глубочайшая демографическая яма в течение ближайших пятнадцати лет. Но главное, что новое поколение в новых социально-экономических условиях находится в ситуации малодетности, а то и готовности к бездетности.
«СП»: — Что это значит?
— Происходит тектонический, до сих пор невиданный во всемирной истории сдвиг. Если раньше рождаемость ограничивалась внешними причинами — голодом, войнами, холодом и т. п., то сейчас люди сами отказываются рожать. Это и российская и мировая глубочайшая проблема. По сути, это чума XXI века.
И в этой ситуации, при том, что у нас и так сломано демографическое воспроизводство, даже при этих замечательных мерах, которые вчера озвучил президент, нас к концу столетия останется всего половина от всего населения. Причем, не то, чтобы «возможно останется половина». Это уже неизбежно. С математикой ничего поделать нельзя. Поэтому все эти меры в демографическом смысле — мертвому припарки. Они не соотнесены с проблемой.
Более того, правительству удалось навязать в связи с этим свой абсолютно ложный и даже вредительский подход о том, что нужно стимулировать рождение первого ребенка. И это при том, что президент в своем послании Федеральному Собранию от 2012 года четко сказал, что в России надо делать ставку на трехдетную семью. Он абсолютно прав. Чтобы мы не перестали уменьшаться по количеству населения нам надо к 2040 году иметь более половины всех семей многодетными — с тремя и более детьми. Другой альтернативы нет.
Ложный подход в правительстве навязывает Минтруда и конкретно отдел по демографической политике во главе с госпожой Страховой. Они доказывают, что никаких многодетных семей в России не будет, что многодетные семьи — это очень низкий социальный слой и вообще вредно. И поэтому надо стимулировать рождение хотя бы первого ребенка.
Но это, по сути, означает политику на бездетность. Потому что стимулирование всегда происходит на одного ребенка плюс. То есть если мы хотим трехдетную семью, надо стимулировать четвертого. А если мы стимулируем первого, то по сути, мы объявляем бездетность, как российскую демографическую политику. И это глубочайшая ошибка, которую правительство навязало Путину вопреки его собственному посланию от 2012 года.
А вот молодая мама, японист Ирина Авдюшенкова смотрит на новшества в демографической политике государства сквозь призму личного опыта.
— Когда у нас родился наш сын Илья, работал только муж и мы снимали однушку в Москве. При его средней зарплате в 45 тысяч рублей в месяц приходилось жить втроем на 20?25 тысяч максимум. То есть на самом деле 10 тысяч рублей — это много. Малообеспеченные семьи, на мой взгляд, вполне могут на эти деньги жить. Если, конечно, семья без претензий. Я когда прочитала новость про это ежемесячное пособие, то обрадовалась и даже позавидовала, потому что у меня у самой первенец уже позади.
«СП»: — Давайте прикинем по цифрам, так ли это…
— Возьмем подгузники. Мы тратили по пять-шесть подгузников в сутки, хотя, наверное, некоторые тратят по 8?10. Я покупала хорошие японские подгузники. Не из самых дешевых, но вполне бюджетные. На 1 тысячу рублей можно было купить пачку, где их 80 штук. Итого, на месяц на подгузники достаточно 3 тысяч. Если выбирать дорогие подгузники, то нужно тысяч пять. Экономные люди уложатся и в полторы-две. Тем более, что можно маленького держать голышом, подмывать. Тут нет проблем.
«СП»: — Но ведь не памперсами едиными живет маленький человек…
— Да, проблемы могут быть у тех, у кого сложности с грудным вскармливанием. Хорошие смеси очень дорогие. У меня было мало молока и я применяла смешанное вскармливание. На хорошие смеси при смешанном вскармливании может уходить 2?3 тысячи рублей в месяц, а при полном до пяти.
«СП»: — Что еще может понадобиться ребенку?
— Как правило перед рождением ребенка ты тратишь тысяч 10?15 на стандартный набор необходимых вещей, а потом уже докупаешь по мелочи. Пеленки, ванночка, косметика, лекарства какие-то… Это если брать общий случай, не брать детей с осложнениями по здоровью.
Коляску покупаешь один раз. Но где-нибудь на «Авито» ее можно взять подержанную за тысячу рублей, а то и бесплатно. Нам, вот, друзья отдали. И мы потом тоже отдали.
Одежда особая ребенку не нужна. На выход в первые год-полтора ребенка особенно не таскают. Если родители покупают что-то дорогое, то это они делают только для себя. Никакой реальной необходимости в этом нет. Ползунки в «Ашане» стоят рублей 70.
Моя подруга при вполне хорошем финансовом положении вообще не заморачивалась. Ей знакомые передали пачку одежды и она весь год одевала своего сына. Так что, если денег реально нет, то этих 10 тысяч на ребенка хватит.
«СП»: — Для регионов это, наверное, особенно актуально?
— Конечно. Там зарплаты совсем другие. Например, мой одногруппник из Новомосковска хочет преподавать в школе, но не идет туда потому что там зарплата 12 тысяч. А если чуть больше, то сумасшедший график. Поэтому для региона это отличные деньги.
«СП»: — Вы жили некоторое время с маленьким ребенком в Японии. Можете сравнить условия с российскими?
— Там при рождении ребенка выдают около 4 тысяч долларов. Но они уходят за оплату первой недели в роддоме. На ребенка после двух лет платят 150 долларов в месяц. Это как раз чуть меньше 10 тысяч. Но там вообще нет бесплатной медицины. Страховка покрывает часть расходов, но далеко не все. Бесплатное врачебное наблюдение за ребенком до года, как в России там немыслимо. Там даже врача нельзя вызвать ребенку на дом. Нет такой практики. Когда мы японцам рассказывали как с этим в России, они не верили.