«Скорая помощь» после выборов станет платной, бесплатно вызывать ее можно будет не более 4-х раз в год — такие слухи с конца прошлого года уп-о циркулируют в соцсетях.
Видимо, в ряде регионов они вызвали настолько широкий резонанс, что на днях минздрав Якутии выпустил специальное разъяснение по этому поводу: «В социальных сетях в последнее время все чаще стали появляться сообщения о том, что 20 июня 2018 года вступает в силу указ президента РФ об оказании платной „скорой помощи“. Согласно обсуждаемому указу, вызывать скорую медицинскую помощь бесплатно можно будет не более четырех раз в год. Минздрав Якутии информирует — данная информация ложная».
В региональном министерстве отметили, что дискуссионный всплеск в социальных сетях и мессенджерах мог быть вызван новой редакцией приказа Минздрава России от 22.01.2016 N 33н «О внесении изменений в Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», но в документе не говорится о введении оплаты за вызов «скорой помощи», каким бы он ни был по счету.
Между тем, введение платной «скорой» действительно обсуждалось. Два года назад Минфин, вернее, подведомственный ему научно-исследовательский институт, предложил Минздраву брать с пациентов плату за вызов «скорой» чаще 4-х раз в год. Исключение предполагалось сделать для инвалидов, пенсионеров и детей.
Дискуссия в среде медиков по этому поводу уже давно ведется. Аргументы сторонников введения платы на «неотложку» выглядят так: «Скорая» значительные ресурсы тратит на пьяные вызовы, на шутников и бабушек, которые предпочитают снижать давление под присмотром профессионалов. Вызывают «неотложку» и чтобы спросить, «чем лечить сопли?», а одинокие пожилые люди нередко зовут медиков, чтобы просто пообщаться.
Как сообщалось в СМИ, несколько лет назад подобный эксперимент был поставлен в Ставрополе. В результате, через два месяца число вызовов «скорой» за сутки снизилось с 465 до 330, соответственно, сократилось и время ожидания бригады. Однако в итоге опыт был признан местной прокуратурой незаконным…
— Действительно, по данным Росздравнадзора, около 37% вызовов «скорой» являются непрофильными — не требующими экстренной помощи, но это не значит, что они ложные, — говорит Александр Северский, руководитель «Лиги защиты пациентов». — Что с человеком — может распознать врач, и тот, у кого что-то болит, правильно делает, что его вызывает. К этой проблеме надо относиться с пониманием.
Конечно, бывает, что пациенты пытаются использовать «скорую помощь» в качестве такси или ее вызывают веселящиеся компании, но в этих случаях у страховых компаний и сейчас есть право на предъявление иска. Тут менять в законодательстве ничего не нужно. И я не слышал ни о каких нормативно-правовых инициативах в этой сфере. По Конституции у нас медицинская помощь бесплатная — тем более, экстренная. Любые попытки что-то изменить будут противоречить Конституции.
«СП»: — Похоже, люди боятся, что к предложению об ограниченном количестве выездов «скорой» могут вернуться. Ведь пациентов у нас теперь повсеместно вынуждают обращаться за платными услугами. Вот в соцсетях люди и делятся слухами: не только «скорую» можно будет бесплатно вызвать лишь 4 раза, но и посещение терапевта собираются ограничить — 8 раз за год, а стационар можно будет лечь не более 2 раз в год…
— У нас внедряются капиталистические ценности, здоровье превращается в рыночную категорию. Государственные муниципальные учреждения переименовываются во всякие государственно-частные партнерства, в них у граждан теряется право на бесплатную помощь. Твердят, что надо разделить услуги на те, что входят в программу госгарантий и те, что не входят. Но что это за дополнительная медицинская помощь? Что, можно дополнительно вылечить аппендицит, пневмонию, о чем вообще речь идет? Это глупость. Кроме того, получается, что люди за медицинские услуги платят дважды: один раз в виде налогов, а другой раз уже из своего кармана.
И врач тоже не понимает — то ли ему человека лечить, то ли деньги зарабатывать, а это две совершенно разные задачи, часто противоречащие друг другу. Вот и идет торг: хотите лекарства, которые лечат, а не калечат — платите, хотите помощь сегодня, а не через неделю — платите, хотите современную операцию — платите. Отсюда и эти бесконечные конфликты.
За прошлый год на врачей было совершено 1200 нападений, это очень много. Люди не получают того, чего ожидают, и это вызывает такую агрессию. И врачи, и пациенты стали заложниками этой рыночной политики.
«СП»: — А на Западе как «скорая помощь» работает?
— В Америке приезжают парамедики, их задача — просто доставка пациента. Мало где квалифицированная медпомощь выезжает на дом, как у нас, когда «скорая» реально спасает людей. Это дорогое удовольствие. В странах, где капитализм рулит, здоровье человека считается не ресурсом государства, а сферой интересов самого человека — тебе надо, ты и плати. СССР в этом смысле шагнул лет на 50 вперед, чего наши чиновники не понимают. Ведь создать государственную систему здравоохранения для любой страны — это очень дорого, далеко не во всех странах она есть. А мы, имея такую уже выстроенную систему, теперь пытаемся сделать «как там». Хотя большая часть стран сейчас как раз идет к нашей модели.