В украинском театре абсурда всегда хватало причудливых персонажей. Они перманентно эпатировали окружающих своими нелепыми выходками. Одним из них был выпускник Львовского университета Владимир Вятрович. Была у него и своя «изюминка». За что бы он ни брался — все оборачивалось международным скандалом. Было и то, что выделяло его на фоне других скандальных персонажей. Он умудрялся каждый свой скандал превратить в проблему для своих хозяев, выставляя их в дурном свете. Причем это поразительное «умение» Вятрович демонстрировал на протяжении всей своей «творческой» биографии.
Несколько примеров.
Одним из первых его работодателей был не кто-нибудь, а «оранжевый» президент Виктор Ющенко. Ему очень хотелось добиться международного признания голода 1932?1933 годов «актом геноцида» по отношению украинскому народу. Мечтал он об этом, поскольку очень хотел предъявить судебные иски правопреемнице СССР и добиться от нее многомиллиардной компенсации, которая бы перекрыла все его провалы в экономике. Поскольку рассчитывал обратиться в международный суд, ему требовалась масштабная поддержка на мировой арене.
Популяризировать и лоббировать признание голода 1932?1933 годов «актом геноцида украинского народа» Ющенко и поручил группе чиновников и «историков», в числе которых был Вятрович. Предполагалось, что с помощью их проекта «Украина помнит, мир признает» удастся добиться поддержки всех западных стран. Однако результат оказался прямо противоположным. Страны Запада не только отказались принимать резолюции о признании «геноцида», но некоторые из них (Великобритания и др.) озвучили прямо противоположные решения.
Итогом всей деятельности проекта, в котором участвовал Вятрович, стало формальное голосование «за» лишь в парламентах нескольких латиноамериканских стран. Что тут же стало предметом для насмешек над главным куратором проекта «Украина помнит, мир признает» — Ющенко. В этих латиноамериканских странах не то, что о «голодоморе», о существовании самой Украины знали лишь единицы.
Тем не менее, Вятрович продолжил свой «творческий путь». Теперь уже его работодателем выступил глава СБУ Валентин Наливайченко. В качестве его советника выпускник Львовского университета должен был обеспечить документальную базу если не для международного суда, то хотя бы для украинского. И вновь провал. Даже не пытаясь разобраться в нюансах правовой логики, Вятрович построил доказательную базу так, что стал добиваться тюремного заключения для Сталина и его соратников. Требовать заключить в тюрьму давно умерших политических деятелей — в юриспруденции это, конечно, стало нонсенсом. Даже украинские судьи, абсолютно зависимые от власти, не смогли пойти на подобное. В результате судебный процесс в Апелляционном суде города Киева фактически был проигран, а Валентин Наливайченко (иск был подан от имени СБУ) был выставлен благодаря Вятровичу на посмешище.
Тем не менее, карьера львовского «специалиста по освободительному движению XX века» не только не закончилась — она устремилась вверх. Сегодня он занимает пост главы центрального органа исполнительной власти (Институт национальной памяти). Фактически у него статус министра. Несравнимо расширилось и поле для деятельности. Появился и новый хозяин. Он подчиняется напрямую Петру Порошенко.
Но традицию превращать каждый свой шаг в скандал, выставляющий на посмешище работодателей, он не нарушил. Наоборот, еще больше усилил. Причем настолько, что порой создается впечатление, что он хочет поссорить Порошенко со всеми соседями.
Владелец «Рошен» рассчитывал получить кредиты от Израиля, но одним из препятствий для этого стало раздражение израильтян героизацией ОУН и УПА*. Хозяин Банковой поручил Институту национальной памяти обосновать, якобы, «непричастность украинских националистов к нацистским преступлениям». Но Вятрович настолько увлекся, что выступил еще и в защиту дивизии СС «Галичина», популяризируя ее символику. Ту самую символику, которая запрещена решением Нюрнбергского суда. Естественно, что это не только не прибавило израильтянам желания кредитовать украинскую власть, а только усугубило их раздражение Киевом.
Порошенко был заинтересован в помощи Польши, которая всегда считалась «лоббистом Украины в ЕС». Одним из главных препятствий для этого был отказ Киева признать преступления украинских националистов, устроивших Волынскую резню на Западной Украине в 1943 году. Вятрович и в этом вопросе «помог» своему патрону. Взялся доказывать, что Волынская резня — результат, якобы, «стихийного восстания украинских крестьян». Используя этот факт, Варшава не только не отказалась от своих претензий, но еще и потребовала от Порошенко новых извинений — теперь уже не только за действия соратников Бандеры, а за «весь украинский народ».
Но хуже всего, что Вятрович оказался еще и инициативным парубком. Если ему ничего не поручают, он сам, по собственной инициативе берется за вопросы, которые приводят к международным скандалам.
Одна из его главных идей — признать преемственность современной Украины от УНР Симона Петлюры. Если бы речь шла о формальной правопреемственности — это было бы еще полбеды. Но Вятрович потребовал вернуть Украину в ее «исторические границы». Если оставить в стороне тот факт, что до XX века никакого украинского государства не было, а исходить только из подписанных УНР международных соглашений, то Киев должен вернуть: России — весь Юго-Восток, Австрии — Галичину и Буковину, Венгрии — Закарпатье. Таким образом, глава Института национальной памяти дал соседям Украины основания для территориальных претензий.
Он потребовал запрета на участие украинских организаций во всех мероприятиях, посвященных памяти жертв Холокоста в ЕС. Но все дело в том, что участие в таких мероприятиях предусмотрено Соглашением об ассоциации Украины с Евросоюзом. Фактически Вятрович потребовал пересмотра базового евроинтеграционного документа, подписанного с Европой.
В психологии считается, что склонность к скандальности является признаком дефицита творческой и жизненной энергии. В результате срабатывает механизм психологической защиты, которая находит выражение в болезненных эмоциональных всплесках. Проблема в том, что распространяя на окружающих свою внутреннюю дисгармонию, индивидуум никак от нее не избавляется. И рано или поздно придет к тому, что начнет вымещать агрессию не на объектах, которые служат ей формальным поводом, а на прямо противоположных целях. Он начнет считать виноватым в собственных проблемах всех, кто его окружает. Рано или поздно это приведет к одному из двух вариантов: или он добьет своим «творчеством» собственных хозяев, или же «творческая инициативность» его просто-напросто разорвет изнутри.
*17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.